Новое правительство накрыла тень Кремля

Пока никто не может сказать, насколько самостоятельным будет новый Кабмин в ситуации двойного давления: с одной стороны – обладающий реальной властью Кремль, с другой – "открытое правительство" с его непомерными амбициями


ФОТО: ИТАР-ТАСС



На пределе срока, допускаемого законом, правительство Дмитрия Медведева было, наконец, сформировано. И это не может не радовать. Отрадно и то, что премьер немедленно взял быка за рога: сразу же после публичного оглашения состава кабинета провел первое совещание. Судя по задачам, список которых обозначил Медведев, девизом его правительства должна стать формула "Развитие, приватизация, социалка".

Каждый фрагмент ее очевидным образом адресован разным стратам общества, и в этом смысле программу нового кабинета можно назвать достаточно консервативной. О том же свидетельствует и персональный состав правительства: там практически нет политических фигур, большинство новых назначенцев ранее занимали те или иные должности в системе исполнительной власти. А это означает, что во властной вертикали действуют кадровые лифты.

Как отразится столь массированное вливание свежей крови на работе правительства, пока не ясно. Публика, конечно, довольна удалением из министров таких общественных аллергенов, как Нургалиев, Фурсенко и Голикова. Но, с другой стороны, никто не знает, чего ждать от тех, кто пришел им на смену.

Вполне ожидаемой, но, тем не менее, самой знаковой новостью стала замена Игоря Сечина, курировавшего на посту вице-премьера промышленный блок и ТЭК, на бывшего помощника президента Аркадия Дворковича. В либеральных кругах эту рокировку восприняли как признак роста влияния реформаторов, а некоторые даже назвали новый Кабинет министров "правительством имени Егора Гайдара". Другие эксперты полагают, что "рулить Дворковичу не дадут", и реально курировать столь важные направления будет первый вице-премьер Игорь Шувалов, влияние которого на порядок возрастет на фоне административной и политической слабости нового премьера.

Еще одной важной новостью является усиление регионального блока правительства. Главой Минрегионразвития стал Олег Говорун, долгое время занимавшийся проблемами регионов в администрации президента. Сохранил свой статус вице-премьера, курирующего Северный Кавказ, Александр Хлопонин. В дополнение к этому в правительстве появился новый пост – министра по развитию Дальнего Востока. Его занял полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Виктор Ишаев.

Прочие структурные изменения кабинета стали возвращением к хорошо забытому старому: туризм и молодежную политику изъяли из ведения министра спорта и вернули Министерству культуры. Полномочия бывшего Минздравсоцразвития разделили между социальным вице-премьером Ольгой Голодец и министром здравоохранения Вероникой Скворцовой. Росстат вывели из подчинения Минэкономразвития, Роспотребнадзор освободили от опеки Минздрава. Росрыболовство, прославившееся в недавние времена серией коррупционных скандалов, вывели из прямого подчинения правительству и передали Минсельхозу. Федеральную миграционную службу вернули в ведение МВД.

Островком стабильности можно назвать силовой и внешнеполитический блок, напрямую подчиняющийся президенту. Из пяти министров остались трое, но мягкая отставка Шойгу, ушедшего на пост губернатора Московской области, произошла ранее, а уход из правительства Рашида Нургалиева был ожидаем и никого не удивил.

Зато многие остались недовольные тем, что, вопреки всем слухам и утечкам, министром обороны остался Анатолий Сердюков, но его – с этим придется смириться – судя по всему, не отпустят до завершения военной реформы. Глава МИД Сергей Лавров давно стал символом российской внешней политики, и, как считают эксперты, заменить его некем и незачем. Не было речи и об уходе из правительства министра юстиции Александра Коновалова, считающегося креатурой Дмитрия Медведева.

В целом же создается впечатление, что новый состав Кабинета министров является продуктом компромиссов, достигнутых в ходе борьбы групп влияния в окружении президента и премьера. Пока никто не может сказать, как это отразится на политике и работоспособности нового правительства и насколько самостоятельным оно будет в ситуации двойного давления: с одной стороны – обладающий реальной властью Кремль, с другой – "открытое правительство" с его непомерными амбициями.

На этот счет в экспертных кругах нет единого мнения. Одни считают, что учреждение должности министра по связям с "открытым правительством" и назначение на нее Михаила Абызова, распиаренного в качестве координатора Общественного комитета сторонников Дмитрия Медведева, может стать началом серьезных политических и административных новаций.

Другие уверены, что подобные "неконституционные игрушки" никак не повлияют на реальную расстановку сил: "открытое правительство" может собираться на заседания и говорить там что угодно, а караван пойдет своим путем. Правительство Медведева будет не технократическим, а техническим, центр принятия решений снова переместится в Кремль, и все вернется на круги своя. Ничего хорошего в такой перспективе нет, но, с другой стороны, она и не выглядит такой уж очевидной.

Пока можно говорить лишь о существенном обновлении кабинета при сохранении определенной преемственности, приправленной ожиданием каких-то невнятных перемен.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей