Новости партнеров

Инфляция рванула вверх – и это только начало


ФОТО: ИТАР-ТАСС



С наступлением лета цены в России потянулись вверх. По данным Росстата, инфляция в июне составила 0,9%, а с начала года – 3,2%. Для сравнения: в июне 2011 г. эти показатели составляли 0,2% и 5% соответственно. При этом в Москве и Санкт-Петербурге цены растут опережающими темпами: в столице июньская инфляция составила 1,2% (с начала года – 4,3%), в городе на Неве – 1,3% (с начала года – 3,7%).

Существеннее всего за первый летний месяц подорожала плодоовощная продукция (13,4%), что связано с поступлением на рынок более дорогих продуктов нового урожая. Зато ощутимо подешевели куриные яйца – на 6,3%. Как и в предыдущем месяце, заметный рост цен отмечался на табачные изделия: в июне отечественные сигареты подорожали на 1,1% – 2,9% (в мае – на 1,4% – 2,5%).

Очевидно, что июньские показатели – лишь разминка перед стартом: в июле разгул инфляции достигнет апогея благодаря повсеместному повышению тарифов – на все виды жилищно-коммунальных услуг, транспорт, бензин. Уже в период с 26 июня по 2 июля была зафиксирована инфляция в размере 0,8% (из них за первые два дня июля – 0,5%), с начала текущего года – 3,8%. За аналогичный период 2011 г. рост цен с начала июля составил 0,1%, с начала года – 5,1%.

Тревожная тенденция не смущает монетарные власти. ЦБ по-прежнему рассчитывает удержать инфляцию по итогам года в диапазоне 5% – 6%. "Пока мы выходим за рамки установленного диапазона, – признал накануне заместитель председателя ЦБ РФ Сергей Швецов – Связано это с переносом изменения регулируемых цен с января на июль. И мы имеем достаточно оснований полагать, что когда этот июльский фактор себя проявит, мы войдем в целевой диапазон. Уверен, что в этом целевом диапазоне мы год и закончим".

Иными словами, регулятор надеется, что, достигнув почти 4% за первые семь месяцев (по итогам июля эта планка, скорее всего, будет даже превышена), инфляция резко затормозит, чтобы до конца года расти не более чем на 0,4% ежемесячно. Независимым экспертами такой сценарий кажется довольно сомнительным. Да и рядовые россияне предпочитают готовиться к худшему. По данным исследовательского холдинга "Ромир", уже в мае граждане начали потуже затягивать пояса. Выразилось это в отношении к простым удовольствиям, таким как кофе, молоко, бутилированная вода и шоколад.

С некоторых пор на основе этих четырех товаров "Ромир" рассчитывает новый индекс, который без затей назвали "Кофе с молоком". Их нельзя отнести к продуктам первой необходимости, поясняют эксперты. Россия всегда была и до сих пор остается скорее чайной, нежели кофейной страной. О пользе молока для взрослых ведется много споров. Бутилированную воду начинают потреблять "от хорошей жизни", в противном случае можно выпить фильтрованной воды, а то и из-под крана. Шоколад же, в отличие от сахара, который входит в минимальную потребительскую корзину, не является первоочередным подсластителем, поэтому его по праву можно считать лакомством.

Специалисты "Ромир" заметили, что ценовой показатель "Кофе с молоком" в разных доходных группах отличается незначительно. Также не было выявлено заметных различий в показателе индекса для жителей разных типов городов. То есть индекс "Кофе с молоком" является объединяющим показателем для разных групп потребителей и фактически демонстрирует экономическую уверенность россиян. Так вот, в мае он снизился по сравнению с апрелем на 8% (а в Москве и вовсе почти на 10%). В принципе, сезонное снижение индекса происходит ежегодно, но в этом году оно оказалось очень сильным. В 2011 году падение индекса в мае к апрелю составило 5,5%, в 2010-м – 1,5%.

Можно было бы объяснить снижение индекса длинными майскими праздниками и отъездом потребителей на дачи или на курорты. Однако сократились не только натуральные объемы потребления этих продуктов, но и средние реальные цены их покупки. Кроме того, в мае уменьшились доли почти всех торговых форматов в реализации кофе, молока и бутилированной воды. Особенно сильно – у магазинов, торгующих через прилавок. И только доля дискаунтеров, напротив, резко возросла.

По мнению авторов исследования, это говорит о том, что потребители стали еще тщательней оптимизировать повседневные расходы, выбирая наиболее выгодную цену. И если ранее такое поведение было характерно преимущественно для средне- и малообеспеченных групп населения, то в мае экономный стиль потребления выбрали и граждане с высоким уровнем семейных доходов (свыше 25 тыс. руб. в месяц на одного члена семьи).


Обсудить на Facebook

Постоянный адрес статьи: http://www.utro.ru/articles/2012/07/05/1057166.shtml
Также в разделе

Иран завалит РФ фруктами и цветами

Провинция Мазандаран готова поставить на российский рынок 500 тысяч тонн товаров в год

Минфин побережет заначку

Ведомство не планирует направлять средства из Резервного фонда на покрытие дефицита бюджета

Путин дополнит идеи Кудрина

Президент поручил при разработке программы "Стратегия роста" ориентироваться на предложения Столыпинского клуба

Китайские колеса не пустят в Россию

Российские шинники в рамках импортозамещения существенно нарастили объемы производства
В других разделах

Зной испепеляет Москву

В ближайшие дни в столичный регион возвращается жара. В выходные воздух прогреется до +30

Американцы привязали ИРИ к "Аль-Каиде"

США обвинили шиитскую страну в поддержке радикальных салафитов - последователей бен Ладена

Туристический Крым бьет рекорды

В ближайшие годы республика может вернуть себе статус всесоюзной здравницы

Савченко приклеила Ростов к Украине

Депутат Верховной рады на пресс-конференции в Одессе заявила, что российский город находится в ее стране
Новости партнеров
 
Все права защищены (c) 1999-2015. "Утро"
Свидетельство о регистрации СМИ Эл №ФС 77-57207.
Для детей старше 16 лет.