Россию делят на придатки

Наша страна продемонстрировала намерение стать важным элементом экономики АТР. Однако велик риск того, что в партнерстве с Азией, как и в отношениях с Европой, она окажется в привычной незавидной роли


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Во Владивостоке, на острове Русский, завершилась неделя Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС). Россия неплохо продемонстрировала свое намерение стать важным элементом экономики АТР. Но велик риск того, что на деле здесь, как и в отношениях с Европой, она окажется в роли все того же сырьевого придатка.

Россия в этом году председательствует в АТЭС под девизом: "Интеграция – в целях развития, инновации – в интересах процветания". За этим набором позитивных терминов просматриваются два устремления: вписаться в экономику Азиатско-Тихоокеанского региона и привлечь оттуда инвестиции и инновации. Приоритетами своего председательства российская сторона избрала либерализацию торговли и инвестиций, региональную экономическую интеграцию, укрепление продовольственной безопасности, формирование надежных транспортно-логистических цепочек и интенсивное взаимодействие стран региона для обеспечения инновационного роста.

Кроме того, как заявил накануне саммита на встрече с журналистами заместитель директора Российского центра исследований АТЭС в ранге посла Глеб Ивашенцев, "одна из задач саммита АТЭС во Владивостоке – стать отправной точкой для привлечения иностранных инвестиций для освоения ресурсов Дальнего Востока". Впрочем, он добавил, что это освоение "должно проходить по российским законам и в российских интересах". Губернатор Приморского края Владимир Миклушевский, со своей стороны, назвал главной задачей структурную реорганизацию экономики региона – ее превращение в экономику сервисную – "приоритет всех постиндустриальных экономик". Край уже получил существенное вливание инвестиций: в рамках подготовки к саммиту сюда было вложено около $18 млрд, всего же "вложения в саммит" составили около $21 миллиарда. Губернатор выразил уверенность, что и после саммита масштабное строительство продолжится: будут сооружаться новые нефте- и газопроводы, автомобильный кластер и объекты туристической инфраструктуры. По словам Миклушевского, "жизнь во Владивостоке только начинается".

Саммит и предшествовавшая ему "неделя АТЭС" вполне отвечали выполнению поставленных Россией задач. Владимир Путин выразил полное удовлетворение итогами форума. Здесь обсуждались перспективы либерализации торговли, развития промышленного, энергетического и транспортного сотрудничества в АТР, был намечен ряд крупных проектов. Все это, разумеется, с активным участием России. Одним из главных достижений стало подписанное "Газпром" с японскими компаниями Itochu и Japan Petroleum Exploration рамочного соглашения о строительстве во Владивостоке завода по сжижению газа мощностью до 25 млн т в год. Кроме того, было подписано соглашение о создании СП "Соллерс-Mazda", которое выльется в строительство крупного автозавода на Дальнем Востоке.

Итоговая декларация саммита, как и предполагалось, отразила приоритеты российского председательства: либерализация торговли (в том числе снижение пошлин на "экологические товары"), экономическая интеграция, укрепление продовольственной безопасности, развитие транспорта и логистики. Но такие документы, как правило, ни к чему не обязывают и не имеют значимых экономических последствий. Куда важнее то, что происходило во Владивостоке в течение недели перед саммитом: непосредственные контакты представителей бизнеса, общественности и научных кругов стран АТЭС.

И здесь наметился прогресс: азиатско-тихоокеанский бизнес, похоже, заинтересовался Россией всерьез. Об этом свидетельствуют, в частности, данные последнего опроса руководителей компаний стран АТЭС, проведенного PricewaterhouseCoopers еще до саммита. Согласно этим данным, Россия лидирует в качестве объекта инвестиционной стратегии компаний на ближайшие три – пять лет. Китай и США занимают, соответственно, второе и третье место (далее идут Южная Корея и Сингапур). Однако одной из главных причин лидерства России стало изобилие в ней природных ресурсов.

Как результаты опроса, так и конкретные итоги саммита в этом отношении весьма показательны: к сожалению, наша страна интересует зарубежных партнеров, главным образом, как источник получения сырьевых ресурсов. Российская сторона, как может, пытается разнообразить круг интересов инвесторов, перенаправляя их внимание с сырья на, как минимум, три другие сферы: транспортный и продовольственный потенциал и инновационное развитие экономики. Ведь Россия занимает оптимальное географическое положение для выполнения миссии моста между Западной Европой и АТР, она способна поставлять зерно и другие продовольственные товары на рынки региона. Тем не менее на ее долю пока приходится только 1,5% мировых грузоперевозок и практически нулевая доля продовольственного рынка АТР. С инновациями тоже глухо.

В этих областях как раз могут помочь инициативы на межправительственном уровне. Так, еще в конце мая руководителями профильных министерств стран АТЭС обсуждали в Казани темы продовольственной безопасности. В результате была принята Казанская декларация о развитии процесса взаимодействия в рамках АТЭС при обеспечении устойчивой продовольственной безопасности. Конференцию министров транспорта АТЭС в Санкт-Петербурге российская сторона превратила в настоящую промо-акцию для наших транспортных коридоров: Транссиба, БАМа и Севморпути. На саммите эта "акция" продолжилась. И, похоже, партнеры весьма заинтересовались такими идеями, как "Транссиб за 7 дней", соединение Транссиба с Транскорейской железнодорожной магистралью и активизация использования Северного морского пути, что может сократить в два раза сроки доставки грузов морем между Юго-Восточной Азией и Западной Европой.

В целом же состоявшаяся неделя АТЭС и саммит во Владивостоке укладываются в общую тенденцию постепенного демонтажа "европоцентричного" мира. Россия, некогда гордившаяся тем, что Евросоюз является ее важнейшим экономическим и стратегическим партнером, постепенно оборачивается на Восток. По словам первого вице-премьера Игоря Шувалова, бывшего ответственным за проведение саммита, неделя АТЭС во Владивостоке является индикатором поворота России к АТР. "Мы в настоящий момент торгуем больше, чем на 50%, с Европейским союзом, но надо осознать, что если мы ставим перед собой задачу разнообразить нашу экономику, быть менее зависимыми от сырья, быть значительно сильнее, то тогда этот баланс должен быть смещен. По крайней мере, 50% нашей внешней торговли должны приходиться на страны Азиатско-Тихоокеанского региона", – добавил вице-премьер. Как отметил Шувалов, потенциал торговли и инвестиционного сотрудничества с такими странами, как Китай, Япония, Южная Корея и США задействован менее чем на четверть.

Нынешняя Европа, погрязшая в долговом кризисе и наполовину завоеванная выходцами из Азии и Африки, теряет свои позиции на мировой экономической арене, уступая их Востоку. Кроме того, сложившаяся модель наших с нею экономических отношений получилась однобокой: Россия поставляет в Европу почти исключительно сырье, а закупает там готовую продукцию или в лучшем случае – полуфабрикаты. Ни российские промышленные товары, ни услуги не имеют шансов пробиться на европейские рынки. Да и на энергетических рынках там Россию давно уже не приветствуют: опасаясь чрезмерной зависимости от "Газпрома", Евросоюз проводит политику диверсификации источников получения газа и нефти. Прибавить сюда кризис, сокращающий потребление энергоносителей, и получается, что перспектив там фактически никаких.

Вот Азия и Тихоокеанский регион – другое дело. Там кипит экономический рост, там развивается система экономических связей, растет и потребление топлива. Правда, российской экономике еще предстоит найти и занять достойное место в экономической системе АТР. Пока лишь 20% нашего внешнеторгового оборота приходится на восточное направление. Как сообщил на брифинге по итогам встречи министров иностранных дел и министров торговли стран АТЭС глава Минэкономразвития Андрей Белоусов, российской стороной уже получено 35 предложений о формировании зон свободной торговли, в том числе от таких стран, как Китай и Индия. Так что товарооборот при желании можно быстро увеличить – это не проблема. Правда, все по той же схеме: мы им – сырье, они нам – готовую продукцию. Гораздо сложнее будет построить более продвинутую схему взаимодействия. Но это необходимо.

Выбор читателей