48 часов ада

Отец одного из заложников в Алжире, которым удалось сбежать от террористов, рассказал, что пришлось пережить его семье. Накануне в ходе спецоперации были освобождены 600 человек. Погибли около 30 заложников, еще столько же пропали без вести


ФОТО: AP



Накануне в результате зачистки армией Алжира нефтегазового объекта на юго-востоке страны погибли 30 пленных. Несколько сотен заложников удалось освободить, еще 180 человек, в том числе 15 иностранцев, смогли сбежать сами.

Одним из спасенных оказался 36-летний британец Стивен Макфол из Белфаста, у которого двое детей. "Когда я узнал, что сына освободили, радость была безграничной, - цитируют "Вести" слова Кристофера Макфола, его отца. - Последние 48 часов были для нашей семьи сущим адом: мы очень крепкая семья, думаю, вы сами понимаете, что мы чувствовали. В то же время, мы очень беспокоимся за других заложников, никто не знает, что с ними сейчас. Были сообщения о погибших, мы приносим соболезнования всем, кто потерял родных и близких".

В числе спасенных оказался также француз Александр Берсо. В интервью радиостанции Europe 1 он рассказал, как для него прошли последние дни. "Я жив, и это главное. Я прятался в своей комнате почти 40 часов, находясь под кроватью, обложившись досками. У меня была еда и вода, я не знал, как долго там останусь. Сейчас я все еще в шоке", - говорит Берсо.

Спецоперация по спасению заложников, которая была проведена накануне, не предполагала сохранения жизни всех пленных. Так считают ветераны спецслужб РФ и отечественные эксперты. Напомним, что накануне спецподразделения армии и жандармерии Алжира освободили около 600 заложников. Были уничтожены минимум 11 террористов, точное количество жертв среди заложников пока не сообщилось. Среди погибших - американцы, британцы, норвежцы, французы, канадцы, японцы и как минимум один ирландец. Все они работали на компанию British Petroleum. Как сообщили в МИД РФ, российских граждан в числе пленников не было.

За освобождение иностранцев боевики требовали прекратить военную операцию в Мали. Кроме того, они настаивают на освобождении 100 своих соратников из алжирских тюрем. Однако глава МИД Алжира Дахо Ульд Каблия заявил, что не намерен идти на уступки террористам. "Мы отвергли все переговоры с группировкой", - заявил он.

"В этой операции принимала участие армия, которая не имеет опыта проведения подобных спецопераций. Кроме того, в Алжире вообще нет спецподразделений, которые могли выполнять такие сложные спецоперации, как освобождение заложников", - сказал РИА Новости ветеран-командир одного из подразделений спецназначения "Вымпел" ФСБ РФ полковник Виктор Ким.

По его словам, армия пыталась выдавить боевиков, а при подобных операциях жертвы среди мирных граждан и заложников неизбежны. Ким утверждает, что у армейских командиров, которые принимали решение о проведении спецоперации, не было достоверной информации о местонахождении боевиков и заложников.

Этой же позиции придерживается и президент Международной ассоциации ветеранов подразделения антитеррора "Альфа" Сергей Гончаров. "По тем предварительным данным, которые имеются, надо сказать, что признать эту операцию успешной нельзя. Это, конечно, была не операция по освобождению заложников, а практически военная спецоперация при поддержке танков и вертолетов, поэтому говорить о том, что кто-то пытался освободить заложников, я не могу", - заявил он.

"Думаю, что те страны, чьи граждане в результате погибли, выразят большое неудовлетворение работой армейских подразделений Алжира", - добавил Гончаров, подразумевая, что допускать хоть малейший процент жертв среди заложников при проведении подобных спецопераций нельзя.

Президент Академии военных наук генерал армии Махмут Гареев, в свою очередь, был удивлен тем, что спецоперацию проводили не внутренние войска или спецподразделения. "Это не армейская задача, но войска могут проводить антитеррористические спецоперации в тех случаях, когда действия террористов направлены против самих войск, против армии", - отметил он.

Как стало известно в пятницу утром, террористы, оставшиеся в живых после штурма жилого блока нефтегазового объекта, по-прежнему могут удерживать заложников. Об этом сообщил журналист алжирского издания El Watan французскому телеканалу BFM TV. "Штурм сам по себе завершен, но эпизод с взятием заложников пока не завершился. Армия находится на территории жилого блока, потому что похитители по-прежнему могут удерживать заложников", - сказал журналист. Он также добавил, что в скором времени местные власти должны сделать официальное заявление по этому поводу.

Слова журналиста позже подтвердились в BBC, как минимум 32 иностранных сотрудника газового предприятия British Petrolium, находившихся в плену у террористов на газокомпрессорной станции в Алжире, на данный момент считаются пропавшими без вести. Среди них 14 граждан Японии, 10 граждан Великобритании и 8 норвежцев.

Тем временем, власти некоторых стран, в частности, Японии уже высказали свое недовольство по поводу действий алжирских властей. Генеральный секретарь кабинета министров Японии Есихидэ Суга выразил свое сожаление о случившемся, добавив, что их никто не предупреждал о планах алжирской армии, а также о том, что в числе пленных есть японцы. Власти США, Великобритании, Франции и Японии уже потребовали от правительства Алжира прояснения ситуации.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей