Деньги пенсионеров закатают в асфальт

Дмитрий Медведев заявил в Давосе, что пенсионные накопления граждан будут использованы для финансирования инфраструктурных проектов


ФОТО: Getty Images



Проходящий в швейцарском Давосе Всемирный экономический форум (ВЭФ) стал нелегким испытанием для главы российской делегации - председателя правительства РФ Дмитрия Медведева. Премьеру пришлось не только открещиваться от представленных на форуме пессимистических сценариев развития страны до 2030 г., но и объяснять, за счет чего ее власти намерены обеспечить реализацию инфраструктурных проектов.

Так, выступая вчера перед иностранными инвесторами, Дмитрий Медведев объявил о "принципиальном решении" инвестировать средства будущих пенсионеров в инфраструктурные проекты. Инвестициям, по словам премьера, будет гарантирована сохранность, правда, с тем, как это сделать, правительство определится лишь только в мае.

Как сообщает "КоммерсантЪ", данное решение было принято на совещании у Дмитрия Медведева 22 января. Там же премьер потребовал проработки системы гарантий, которая должна касаться не только государственных, но и частных управляющих компаний, а также клиентов негосударственных пенсионных фондов (НПФ). Как вариант, для средств пенсионных накоплений может гарантироваться номинал страховых взносов, а для средств пенсионных резервов - конкретная денежная величина по аналогии с гарантированием вкладов коммерческих банков.

Для того, чтобы будущие пенсионеры не пытались увильнуть от участия в великих стройках, "гуляя" каждый год из одного НПФ в другой, для застрахованных планируется ввести ряд ограничений на переход из фонда в фонд. Что касается конкретных инфраструктурных проектов, осуществляемых на деньги будущих пенсионеров, то таковыми, по всей видимости, станет, прежде всего, транспортное строительство.

В декабре прошлого года первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил при отборе проектов отдавать приоритет железным дорогам, энергетической инфраструктуре Дальнего Востока и Восточной Сибири, развитию московского транспортного узла, транспортного сообщения в городах проведения чемпионата мира по футболу в 2018 году, жилью.

Желание российских властей использовать пенсионные накопления для развития инфраструктуры вполне объяснимо. В условиях экономической нестабильности и нежелания "распечатывать" резервный фонд, других источников "длинных" денег в стране просто не существует.

Впрочем, ждать от этой идеи особых успехов также вряд ли стоит. По иронии судьбы данное предложение вступает в явный диссонанс с запланированным на 2014 г. снижением накопительной части пенсии с 6% до 2% и передаче 4% в страховую часть.

Также совершенно не ясно, каким образом предполагается обеспечивать будущим пенсионерам доход с их накоплений, вложенных в инфраструктурные проекты. Сроки окупаемости последних могут исчисляться десятилетиями.

В российской же ситуации, в условиях тотальной коррупции и неэффективности экономических институтов доходность, а возможно, и частичная сохранность таких инвестиций, принимает исключительно эфемерный характер.

Хорошим примером эффективности реализуемых в России инфраструктурных проектов является недавняя история, произошедшая в Костромской области. Тогда самоорганизовавшиеся предприниматели осуществили качественный ремонт моста за сумму в 43 (сорок три) раза меньшую той, которую намеревалось потратить на эти цели государство.

Этот же пример можно считать универсальным ответом на все вопросы, касающиеся эффективности использования пенсионных средств в инфраструктурных проектах.

Выбор читателей