Отсидевшие братки из 90-х взялись за старое

Призыв перестать "кошмарить" бизнес прозвучал четыре года назад, но ситуация по-прежнему далека от идеальной. Практика использования уголовного права в целях давления на бизнес никуда не исчезла, а в последнее время в деловых кругах всплыло подзабытое слово "рэкет"


Фото из архива ИТАР-ТАСС



В четверг в Генеральной прокуратуре прошло всероссийское совещание прокуроров субъектов Российской Федерации и приравненных к ним прокуроров специализированных прокуратур по вопросам защиты прав предпринимателей. Мероприятие такого масштаба в целях координации усилий в данной сфере проводится впервые. В нем приняли участие представители правительства и практически всех общественных бизнес-объединений.

Предприниматели "по-хорошему возбудились", узнав о совещании, заверил президент "Опоры России" Александр Бречалов. Он предложил проводить подобные заседания как минимум раз в полгода, поскольку ничто так не способствует успеху в защите прав предпринимателей, как публичность. "Это повышает доверие и демонстрирует открытость диалога", – поддержала идею помощник президента РФ Эльвира Набиуллина.

Собравшиеся обсудили перспективы дальнейшего взаимодействия прокуратуры с органами власти и бизнес-сообществом. По словам генпрокурора Юрия Чайки, органами прокуратуры проводится значительная работа в области создания комфортных условий для ведения бизнеса. "Только при формировании ежегодных сводных планов проверок юридических лиц и предпринимателей за четыре года прокурорами отклонены как безосновательные 2 миллиона 600 тысяч предложений контролирующих органов об их проведении", – сообщил генпрокурор. Однако признал, что практика необоснованного возбуждения уголовных дел, наложения арестов на счета и активы предприятий до сих пор не искоренена.

В прошлом году в Генпрокуратуре было создано специальное управление по защите прав предпринимателей, налажено тесное взаимодействие с уполномоченным при президенте по защите их прав. "Совместное обсуждение и общее видение стоящих задач позволяют нам сконцентрироваться на решении наиболее важных из них", - подчеркнул Юрий Чайка.

Среди наиболее острых проблем замминистра экономического развития Олег Фомичев выделил отсутствие в открытом доступе установленных требований к хозяйствующим субъектам, дублирование отдельных видов контроля, неудовлетворительное развитие муниципального контроля, а также проблему с административной ответственностью за правонарушения в сфере предпринимательской деятельности – неоправданно суровые санкции.

Сами предприниматели, по словам Бречалова, наиболее часто жалуются на рейдерские захваты, неправомерное вмешательство в хозяйственную деятельность, внеплановые проверки и издание местными властями нормативных актов, нарушающих права бизнесменов. А в последнее время в деловых кругах всплыло подзабытое слово "рэкет": к предпринимателям снова стали приходить с предложением "крышевать" те, кто сел в тюрьму в 90-е, сейчас вышел, а ничем другим заниматься не умеет. Представитель "Опоры России" попросил прокуратуру обратить внимание на эту ситуацию.

Призыв Дмитрия Медведева в бытность его президентом перестать "кошмарить" бизнес прозвучал четыре года назад, но ситуация по-прежнему далека от идеальной, напомнил первый зампред правительства РФ Игорь Шувалов. Однако в целом, по его мнению, она не имеет такого криминального оттенка, как раньше. Изменилось в лучшую сторону и отношение к бизнесу в обществе, что тоже немаловажно.

Полномочный представитель правительства в Конституционном суде, Верховном суде и Высшем арбитражном суде Михаил Барщевский, в свою очередь, обратил внимание на порочную практику выделения уголовных дел в отдельное судопроизводство по соглашению со следствием. Как пояснил юрист, это происходит в том случае, когда в совершении преступления подозревается группа лиц, один из них идет на сделку с правосудием и дает показания против других. В результате особо "сознательный" обвиняемый получает отдельное дело и минимальное наказание – от условного срока до простого штрафа, а в отношении остальных суда по существу уже и нет, они приходят туда за реальным сроком, ведь де-юре их виновность признана во время рассмотрения отдельного дела.

По сути, таким образом люди лишаются права на защиту, пояснил Барщевский. Эта схема удобна в тех случаях, когда нужно посадить неугодного бизнесмена, хотя применяется не только в отношении предпринимателей. У прокуратуры есть полномочия бороться с подобным явлением, которое по-хорошему вообще следовало бы запретить, резюмировал эксперт.

Именно прокуратура сегодня лидирует и задает темп всем правоохранительным органам в деле защиты прав предпринимателей, подчеркнул в своем выступлении уполномоченный при президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов. И не только путем обсуждения имеющихся проблем. В межведомственной рабочей группе уже рассматриваются конкретные дела, по некоторым есть положительные результаты. Конечно, пока они единичны, но это только начало.

По словам бизнес-омбудсмена, на сегодняшний день только на федеральном уровне, без учета регионов, в работе находится свыше 600 обращений предпринимателей, из которых большая часть связана с уголовным преследованием. "К сожалению, именно уголовное право стало основным инструментом коррупционного давления на бизнес", – посетовал Борис Титов. Особенно тяжелая ситуация сложилась в Нижнем Новгороде, Башкортостане, Астраханской области, отметил он, попросив усилить прокурорский надзор за деятельностью органов, осуществляющих дознание и предварительное следствие.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей