План Путина близок к провалу

В обозримой перспективе экономике вряд ли удастся избежать стагнации, не говоря уже о фантастичности таких целей, как несколько лет пятипроцентного роста


Фото из архива ИТАР-ТАСС



Несмотря на заявления президента о необходимости поддержания на протяжении нескольких лет как минимум 5%-го экономического роста и уверения премьера в готовности правительства это обеспечить, российская экономика продолжает демонстрировать признаки стагнации.

Более того, по словам уходящего председателя Центробанка Сергея Игнатьева, в первые месяцы 2013 г. экономика РФ продемонстрировала признаки довольно резкого замедления. Уже сейчас можно сказать, что в годовом выражении экономический рост замедлился до 0,9%. Как сообщает "КоммерсантЪ" со ссылкой на Минэкономразвития, по итогам года рост ВВП может не дотянуть и до 3%.

Одним из немногих путей оживления экономики в правительстве считают смягчение денежно-кредитной политики Центробанка. Игнатьев на протяжении многих лет упорно сопротивлялся любым попыткам снизить процентные ставки для уменьшения "стоимости денег", резонно опасаясь усиления инфляции. То есть, попросту говоря, главный банкир РФ до последнего сопротивлялся требованиям правительства сделать деньги более доступными, чтобы они могли оживить кредитный рынок, угасающее производство и другие области экономики. Мотивацию главы ЦБ можно понять, так как остановить один раз запущенную инфляцию будет крайне трудно.

Однако незадолго до ухода со своего поста Игнатьев все-таки наступил на горло собственной песне. Как пишет "КоммерсантЪ", выразив серьезное беспокойство "заметным замедлением экономического роста", глава ЦБ намекнул, что произошедшее накануне снижение ставок по отдельным операциям является первым шагом по смягчению денежно-кредитной политики. Более того, снижение базовой ставки может произойти до возвращения годовой инфляции в целевой диапазон 5 – 6%. "Впервые за 11 лет я оказался в таком сложном положении", – заметил Игнатьев. По сути, он признал, что снижать ставки все-таки придется. "С одной стороны, есть замедление экономического роста и вроде надо смягчать, но безработица низкая и инфляция высокая, то есть смягчать не надо. Но инфляция обречена на снижение, я точно знаю, что это будет и по году мы уложимся в 6%", – заявил он.

С другой стороны, предложение Игнатьева вряд ли подразумевает серьезное снижение базовой ставки, а ее снижение на полпроцента вряд ли существенно повлияет на стоимость кредитов и инвестиционные перспективы.

Велика вероятность, что с приходом на пост главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной упорство Центробанка в части денежно-кредитной политики будет сломлено и стоимость денег пойдет вниз более заметными темпами, невзирая на угрозу инфляции. Однако есть сомнения, что эта политика, включая снижение ставок до каких-то минимальных величин, поможет раскрутить замедляющийся маховик экономики, а тем более обеспечить 5%-й рост ВВП на протяжении нескольких лет подряд, на чем настаивает Путин.

Препятствием на пути к этому будет оставаться стагнация в европейской и мировой экономике, а также характерные "внутренние особенности" экономики самой РФ. Высокая коррупция и низкая производительность труда резко ограничивают ее возможности к росту, тем более в условиях внешней стагнации. Совершенно очевидно также, что экспортно-сырьевая модель экономики не в состоянии показывать рост в условиях стабильных, а не растущих нефтяных цен.

Изменить ситуацию посредством одного лишь смягчения денежно-кредитной политики, как это происходило, например, в США, сегодня невозможно. Это, в свою очередь, может означать лишь то, что в обозримой перспективе экономике РФ вряд ли удастся избежать стагнации, не говоря уже о фантастичности таких целей, как несколько лет 5%-го роста.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей