Весна обнажила мерзости жизни

На санкционированных и несанкционированных российских свалках скопилось около 90 миллиардов тонн мусора, а сами эти свалки занимают площадь в 2,5 тысячи квадратных километров


Фото из архива ИТАР-ТАСС



Год от года весеннее таяние снега доставляет все меньше радости: из-под белого зимнего покрывала показываются не только трава и первоцветы, но и отходы цивилизации, все более ужасающие своими объемами.

На прошлой неделе, в разгар таяния снегов, президент провел совещание по вопросу утилизации твердых бытовых отходов (ТБО). Звучали ужасающие цифры: ежегодно Россия производит 3,5 млрд т ТБО, из которых перерабатывается только четвертая часть, а остальное вывозится на специальные полигоны. "Но если бы только на специальные, а то часто и просто выбрасывается", – уточнил Путин. Именно таким образом – на санкционированных и несанкционированных свалках – на территории России "хранится" уже около 90 млрд т мусора, а сами эти свалки занимают площадь в 2,5 тыс. кв. километров.

Страна большая, и места для складирования отходов еще много. Но куда-нибудь в сибирскую глушь мусор никто не возит – накладно, да и дорог нет, а сваливают его в непосредственной близости от основных "источников", то есть крупных городов. Подмосковье, например, уже задыхается от московских отходов: более 90% мусора из столицы складируется в области. Мало того, что свалки (около 40 легальных и более 200 несанкционированных) занимают много ценной земли и портят вид, так ведь они еще и заражают почву и грунтовые воды.

Бороться с выбросом мусора, в общем, бесполезно – это давно уже поняли лучшие умы человечества. Современная экономика (да и цивилизация в целом) построена таким образом, что отходы – обильные и увесистые – являются неотъемлемой ее частью. Одноразовая упаковка, посуда, батарейки и т.п. вносят солидный вклад в ВВП и комфорт человека. Так что единственно верный способ не зарасти мусором – это научиться его перерабатывать. Собственно, упомянутое совещание у президента РФ как раз и было посвящено стимулированию переработки ТБО.

С этим у нас пока что глухо. Максимум – мы умеем сжигать мусор, получая электро- и тепловую энергию. Например, в Москве действуют три мусоросжигательных завода, где утилизируется порядка 15% бытовых отходов столицы. Они, конечно, уменьшают нагрузку на подмосковные свалки и помогают обеспечивать город энергией. Но воздух при этом портят сильно, да и пользы от утилизации мусора приносят немного. Ведь в нем содержится множество веществ, годных к переработке и вторичному использованию, металлы (в том числе редкоземельные и драгоценные), пластмассы, резина. В развитых странах умеют все это "добывать" из мусора. Но для того, чтобы так переработать отходы, их нужно сначала рассортировать: стекло, пластик, металлы, органика – все отдельно. И эта первичная сортировка возлагается на граждан, выбрасывающих мусор: они приучены выкидывать различные категории отходов в разные мусорные баки. Кроме того, переработка мусора субсидируется государством.

В России же борьба с мусором осуществляется путем его складирования на полигонах или уничтожением в топках. Ни то, ни другое не является полноценным решением проблемы. Более того, в развитых странах это наиболее невыгодные способы утилизации отходов: место на полигоне стоит больших денег, а сжигание облагается экологическими сборами. Так что по всем параметрам выгоднее мусор перерабатывать во вторсырье. У нас же то, что называется у нас "мусороперерабатывающими предприятиями", на самом деле всего лишь прессовочные цеха, где отходы не разбирают на составляющие их вещества, а подготавливают к более компактному "складированию". Перерабатываются лишь отдельные виды химических отходов (аккумуляторные кислоты, нефтесодержащие вещества) и кое-где – автомобильные покрышки и полиэтилен. Но все это, к сожалению, капля в море отходов.

Вообще, мусор – проблема не только российская, но и мировая. Подсчитано, что, в среднем, на одного жителя Земли "вырабатывается" 30 кг отходов в день. То есть, конечно, не он сам производит столько мусора: это делают, в основном, разнообразные предприятия, продукцией которых он в итоге в той или иной степени пользуется. На бытовые отходы приходится всего 5 – 6% от общей массы, остальное – промышленные. Например, 30% отходов представляет собой строительный мусор, 20% – синтетические материалы (пластик, стекло и т.п.) и лишь 10% – органические отходы, которые представляют собой наименьшее зло, поскольку разлагаются, замыкая "пищевую цепочку". А остальные 40% – это различного вида упаковочные материалы.

И, конечно, есть на Земле места, где отходов на единицу площади гораздо больше, чем в Подмосковье. Правда не потому, что люди там так много мусорят. Просто они импортируют отходы, для них это – бизнес. Дело в том, что токсичные отходы в большинстве цивилизованных стран перерабатывать запрещено. Куда они их девают? Отправляют "на родину", в "страну происхождения" – в Китай, где уже три десятилетия процветает бизнес по переработке отходов электроники и бытовой техники. КНР не только занимает первое место в мире по объему отходов, но и импортирует порядка 70% мирового "электронного мусора". Многие городки и деревни занимаются его сортировкой и переработкой, а "столицей мусора" считается город Гуйюй в провинции Гуандун: из 150 тысяч его жителей 120 тысяч (в том числе дети) заняты в "мусорном" бизнесе, перерабатывая миллионы тонн электроники. Оборот этого бизнеса составляет внушительные $75 млн в год. Но завидовать тут нечему: подобные города очень быстро становятся враждебными к своему населению и медленно убивают его: содержание вредных веществ в воздухе, почве и грунтовых водах в таких местах превышает допустимые нормы во много раз. Поэтому в Гуйюе заболевания, вызванные удручающим состоянием окружающей среды, фиксируются у 70% рождающихся детей.

Так что мусор, конечно, нужно перерабатывать, но важно не переусердствовать. Кое-какие виды отходов и вправду стоит складировать до лучших времен – когда будут изобретены технологии их безопасной переработки. Однако это не отменяет главной задачи – воспитания в обществе бережного отношения к окружающему миру. Весьма способствовало бы этому возрождение советской практики субботников – добровольно-принудительных работ по уборке гражданами своей территории обитания: двора, улицы. Причем как раз по весне, когда количество мусора наиболее показательно.

Выбор читателей