Отходы цивилизации ведут наступление на людей

В России проблема мусора стоит не так остро, как, скажем, в Европе. Не потому, что мы его сильно меньше производим. Просто у нас страна большая и места под свалки пока хватает




Современная цивилизация производит все больше отходов. Их объемы зависят от благосостояния населения. В странах с наиболее высоким уровнем жизни накапливается от 300 до 800 кг твердых бытовых отходов (ТБО) на душу населения в год, тогда как в слаборазвитых государствах эта цифра не превышает 200 килограммов. "Выработка" ТБО год от года увеличивается в среднем на 2% в расчете на одного городского жителя, а в странах с быстрорастущей экономикой этот рост достигает 8% в год.

Такие тенденции давно беспокоят общество потребления, не давая ему безмятежно наслаждаться достигнутым уровнем комфорта, при котором любую вещь проще выкинуть (и купить новую), чем починить, а любую мелочь упаковывают так, что она уже не кажется мелочью. Приятно, удобно, однако растущие поля и горы мусора, кислотные реки и полиэтиленовые берега всерьез угрожают здоровью людей и снижают вожделенное "качество жизни".

Поэтому сначала развитые, а затем и прочие страны стали придумывать различные способы избавления от мусора. Выяснилось, что ТБО – отнюдь не бесполезная вещь. При определенной сортировке и рациональном использовании отходы становятся вторичным сырьем и даже энергоносителем.

Наиболее распространенным способом их утилизации стало сжигание. Но не то, что иногда происходит на свалках – с клубами черного дыма и вонью на все окрестности, а высокотехнологичное – с получением энергии и многоступенчатой очисткой "выхлопов".

В США и ЕС сейчас действуют 350 мусоросжигательных заводов, на которых сгорает до 60% ТБО. Больше всего таких предприятий во Франции (128), США (88) и Германии (67). Даже в маленькой Дании их насчитывается 29. Многие страны планируют в ближайшие годы увеличивать количество таких предприятий. Например, в Германии должно быть построено еще около трех десятков мусоросжигательных предприятий. Немецкие экологи даже бьют тревогу по этому поводу: их страна, обладающая избыточными мусороперерабатывающими мощностями, превращается в крупнейшего в Европе "импортера отходов". Уже сейчас Германия сжигает более 2 млн т "заграничного" мусора. Несмотря на передовые технологии, это не может не сказываться на экологической ситуации в стране.

Тем не менее сжигание остается наиболее эффективным способом избавления от большей части ТБО (хотя при условии сортировки отходов часть их объема может быть переработана и другими способами, например, металлы и пластики переплавляются). Возникло уже понятие "зеленой" (точнее, мусорной) энергетики, и ее потенциал довольно велик. Например, этим летом в Южной Африке был запущен проект по освещению улиц Кейптауна (четырехмиллионного мегаполиса) за счет мусора. Энергоносителем в данном случае выступает метан, который обильно выделяется на городских свалках. Теперь его улавливают и сжигают на ТЭС, производящих электроэнергию.

В 2008 г. первая ТЭС, работающая на мусоре, была введена в строй в Пекине. Она сжигает 1,6 тыс. т отходов в день, что, конечно, не много для столицы Китая, производящей 5,5 млн т ТБО в год. Но это только начало. В условиях острой конкуренции за углеводородные энергоносители мусор может стать для растущей китайской экономики хорошим энергетическим подспорьем. Впрочем, не только потребители, но и экспортеры энергоресурсов осваивают "зеленую энергетику": например, "мусорную" ТЭС, производительностью 230 млн кВт/ч в год, намерен в ближайшие годы построить Азербайджан.

Отдельной проблемой является утилизация автомобилей. Современный автопром пытается приучить автолюбителей как можно чаще менять своих "железных коней", но ведь растущее количество старых авто при этом нужно куда-то девать. Просто сжечь их не получится: все-таки стальные. Да и веществами вредоносными напичканы. Так что в развитых странах уже наладили специальные предприятия по "авторециклингу" – утилизации вышедших из строя автомобилей. По всему миру в этой сфере трудятся более полутора миллионов человек. Общая стоимость продукции, произведенной в результате переработки старых автомашин, составляет порядка $250 миллиардов. Сейчас в западных странах автомобили перерабатываются на 80%, а в Евросоюзе к 2015 г. хотят довести эту цифру до 95%.

В России проблема мусора стоит не так остро, как, скажем, в Европе. Но не потому, что она его намного меньше производит. Просто у нас страна большая и места под свалки пока хватает. Возможно, именно поэтому идея сортировки ТБО на стадии их возникновения в России до сих пор не прижилась. Мусоросжигающие и перерабатывающие заводы строятся, но крайне неактивно – во многом из-за недостаточной поддержки подобных проектов со стороны государства.

Что же касается "автохлама", наш народ предпочитает не сдавать его в утиль, а продавать, хотя бы на запчасти. Даже в зажиточной Москве, где ежегодно накапливается до 100 тыс. брошенных авто, в утиль поступает не более 20% от этого числа. Все потому, что утилизировать автомобили невыгодно, хлопотно, да и негде – авторециклинг не налажен. Зато вывески типа "запчасти б/у из Европы" встречаются довольно часто. Таким образом, мы участвуем в авторециклинге – правда, не нашем, а европейском.

Впрочем, предпринимаются подходы к решению и этой проблемы. В июне нынешнего года Минприроды выступило с законодательными предложениями, суть которых сводится к ужесточению ответственности автовладельцев за неутилизацию вышедших из строя автомобилей и, напротив, поощрению их утилизации. Каждому, сдавшему в утиль свой старый автомобиль, предлагается выдавать купон на 50 тыс. руб., который можно отоварить, покупая новое отечественное авто.

Подобные программы в других странах уже доказали свою эффективность, Например, в Германии, где автолюбителям этим летом стали выплачивать €2,5 тыс. за смену старой машины на новую, продажи автомобилей выросли за месяц на 40%, в Италии – на 12%, во Франции – на 7%. А что касается России, здесь надо будет еще найти деньги на реализацию подобной инициативы, ведь наш автопарк в целом гораздо старше европейского, а количество неиспользуемых и разукомплектованных автомобилей в РФ оценивается в 400 тысяч.

Если владельцы всей этой "недвижимости" поспешат заменить ее на новые транспортные средства, то правительству придется раскошелиться на 20 миллиардов! Причем на этом бюджетные траты на обновление автопарка не закончатся: эксперты подсчитали, что в дальнейшем только по Москве автолюбителям, желающим приобрести новое авто взамен старого, придется выплачивать не менее 5 млрд руб. в год. Чтобы хотя бы частично окупить эти затраты, придется налаживать в стране систему авторециклинга, иначе борьба с отходами цивилизации станет слишком дорогой.

Выбор читателей