Медведев сумел затмить Путина

Осуществленная президентом рокировка в экономическом блоке оказалась не главным событием понедельника. Премьер объявил о необходимости секвестра бюджета, старательно избегая слова "секвестр"


Фото: ИТАР-ТАСС



Осуществленная Владимиром Путиным рокировка в экономическом блоке оказалась не главным событием минувшего понедельника. На сей раз сенсация дня исходила от премьера: как заявил Дмитрий Медведев на заседании правительственной комиссии по бюджетным проектировкам, правительству придется пойти болезненную, но крайне необходимую меру – оптимизацию расходов бюджета. Ценой вопроса является сохранение макроэкономической стабильности.

Напомним, что, в соответствии с действующим законом о бюджете, правительство намеревалось сбалансировать бюджет к 2015 году. Расходы и доходы планировались на уровне 15,6 трлн рублей. В 2014 г. при расходах в 14,2 трлн руб. дефицит доходов должен был составить порядка 200 миллиардов. Сегодня окончательно ясно, что все эти планы вряд ли будут реализованы.

Теперь, по словам Медведева, доходы на 2014 г. планируются в размере 13,4 трлн руб., а расходы Минфин предлагает сократить на 400 млрд до 13,8 триллиона. В 2015 г. доходы составят 14,7 трлн руб., расходы – 15,2 трлн, в 2016 г. – 15,7 трлн и 16,3 трлн руб. соответственно. Таким образом, ни о какой сбалансированности бюджета речи уже не идет.

Обозначенное премьером сокращение расходов эксперты восприняли как анонсирование секвестра бюджета. То, что Медведев не произносил "секвестр", а оперировал исключительно термином "оптимизация", было расценено как игра слов, а главным предметом споров стали статьи, которые могут быть урезаны в первую очередь.

По эффекту ситуация напомнила недавнее заявление главы Минфина Антона Силуанова о скупке валюты, что было расценено как сигнал к началу девальвации.

Впрочем, на этот раз Силуанов выступил в прямо противоположенной роли, бросившись успокаивать общественность пояснениями, что ни о каком секвестре речи не идет. Вместо этого, по словам министра, планируется оптимизация расходов за счет проведения трех бюджетных маневров и перенаправления средств на приоритетные расходы.

"Все новации, связанные с перераспределением денег, сложно даются для решения. Это некоторыми воспринимается как секвестр, урезание расходов. На самом деле это не урезание, а просто выбор приоритетов с учетом новых задач", – заявил Силуанов, добавив что "бюджет – не резиновый".

По словам главы Минфина, на 2014 – 2016 гг. запланирован ежегодный существенный рост расходов в номинальном выражении. "Но этот рост "съедается" уже принятыми решениями по закупке вооружений и военной техники, по денежному довольствию, по госпрограммам, которые были приняты", – пояснил он. Поэтому особых маневров по дополнительным расходам в бюджете нет, "маневры есть только внутри бюджета".

Суть их состоит в следующем: во-первых, предполагается сокращение трансферта из бюджета Пенсионному фонду РФ за счет проведения пенсионной реформы. По словам Силуанова, эта мера позволит в 2014 г. высвободить 470 млрд руб. дополнительных ресурсов, в 2015 г. – 672 млрд руб., в 2016г. – 624 миллиарда. Во-вторых, планируется сократить бюджетные ассигнования на госзакупки на 5%, что позволит в 2014г. высвободить 115 млрд руб., а в 2015 и 2016 гг. – по 120 млрд руб.

Также планируется перенести часть расходов на госпрограмму вооружений на более поздний срок. Кроме того, Минфин видит некоторые резервы в бюджетах образования, здравоохранения и культуры.

Перераспределены имеющиеся средства планируется на финансирование инфраструктурных проектов, таких как программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, строительство высокоскоростной железной дороги Москва – Казань, а также финансирование подготовки и проведения чемпионата мира по футболу 2018 года.

Подводя итог вчерашним событиям, можно сделать несколько выводов, как на подбор безрадостных. Судя по заявлению Медведева об ожидаемом в течение нескольких лет дефиците бюджета, в правительстве не видят возможностей оживления экономики в обозримой перспективе. Более того, у правительства нет четкого представления о том, что и как следует делать в сложившейся ситуации. Это означает, что в случае дальнейшего ухудшения положения дел урезание примет еще большие масштабы.

Вызывают вопросы и "маневры" Минфина, делающего ставку на дорогостоящие инфраструктурные проекты. Государственные вложения в инфраструктуру, действительно, являются одним из возможных способов поддержания и стимулирования экономики во время кризиса. Однако в условиях современной России, с ее опытом подготовки к Олимпиаде-2014 и проведения саммита АТЭС, эффективность подобного рода "маневров" вызывает определенные сомнения.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей