Путин готовится к очень холодной войне

Воинственная риторика президента может так и остаться риторикой – реальное военное возвращение в Арктику требует колоссальных затрат


Арктическая пурга. Фото из архива ИТАР-ТАСС



На расширенном заседании итоговой коллегии Минобороны 10 декабря президент России объявил арктический военный поход. По словам Путина, в Арктике Россия должна располагать "всеми рычагами для защиты своей безопасности и национальных интересов". Министерству обороны была поставлена задача активно заняться развертыванием военной инфраструктуры и воинских частей на арктическом направлении. Шойгу пообещал, что в 2014 г. для защиты территорий России в Арктике будет создана специальная группировка войск.

Возвращение военных в Арктику должно начаться с воссоздания еще советской оборонной инфраструктуры в этой труднодоступной части страны. Прежде всего, это касается аэродромов, расположенных вдоль побережья Северного Ледовитого океана. "До конца года планируется – рассчитываю, что это будет сделано, – заключить госконтракт на разработку военно-сметной документации на развитие, а по сути – на возрождение аэродрома Тикси и на выполнение строительно-монтажных работ на аэродроме "Североморск-1", – заявил Путин.

Процесс восстановления аэродромов и авиабаз на северном побережье начался в сентябре, когда отряд кораблей Северного флота приступил к выгрузке специального оборудования, строительной и инженерной техники и прочего имущества на самый крупный из архипелага Новосибирских островов – Котельный. Все это будет использовано для восстановления аэродрома Темп и создания там авиационной комендатуры.

Предполагается, что в перспективе аэродром сможет принимать любые военно-транспортные самолеты, начиная от Ан-12 и Ан-24 и заканчивая Ан-72, Ил-76 и стратегической авиацией. Для создания взлетно-посадочной полосы в зоне вечной мерзлоты будут использоваться самые современные технологии. Помимо этого, на острове Котельный оборудован полевой лагерь для размещения морской пехоты Северного флота.

Стратегически возвращение военных на северную оконечность России обосновано необходимостью восстановления контроля за Северным морским путем и непрекращающимися попытками стран-участниц "арктического клуба" разграничить предположительно богатый ресурсами шельф.

Надо заметить, что одним из первых инициаторов этой перекройки стала как раз Россия, еще в 2001 г. выступившая с намерением расширить границы своей части шельфа. Соответствующая заявка была подана в ООН. Следующим этапом стал знаменитый поход ледокола "Россия" в 2007 году. Российские полярники опустились на батискафе на дно океана в районе Северного полюса, взяли пробы грунта и установили там российский флаг. Предполагается, таким образом были получены доказательства, что данный участок морского дна является частью континентального шельфа России. Теперь, если ей удастся доказать, что подводные хребет Ломоносова и плато Менделеева, тянущиеся в направлении Гренландии, являются геологическим продолжением континентального шельфа, Россия получит право на разведку и добычу углеводородных ресурсов на еще 1,2 млн кв. км площади Арктики. Это треугольник Чукотка – Мурманск – Северный полюс.

Столь серьезные территориальные претензии должны быть подтверждены серьезным политическим и военным влиянием. И именно этим теоретически могут объясняться озвученные вчера Путиным намерения военного возвращения в Арктику.

Однако реальное военное возвращение в Арктику требует многомиллиардных затрат и длительного времени. Остатки советской инфраструктуры вряд ли способны служить полноценной основой для создания военных объектов и баз XXI века. Учитывая сложнейшую ситуацию в российской экономике, трудно поверить, что возвращение возможно в обозримой перспективе.

С другой стороны, возможно, и не потребуется создавать ничего мощного и сверхсовременного. Огромные запасы ресурсов арктического шельфа являются пока исключительно умозрительными, серьезных оценочных исследований там не проводилось. Даже если они будут проведены и в результате будут доказаны более или менее серьезные запасы, на все это уйдет не меньше десятилетия. При этом нет никаких гарантий, что промышленная разработка арктических месторождений при существующем технологическом уровне окажется экономически рентабельной – не стоит забывать, что речь идет о регионе с крайне жесткими природно-климатическими условиями.

Одним словом, экономически эффективное использование запасов арктического шельфа возможно лишь по прошествии достаточно длительного времени. К тому моменту мировые сырьевой, энергетический и геополитический расклады могут измениться самым непредсказуемым образом.

Таким образом, главной целью воинственной риторики президента РФ вокруг российской Арктики вполне может оказаться сама риторика. Российские власти сталкиваются сегодня с растущим множеством внутренних экономических и социально-политических проблем, решения которым пока не видно. В этой ситуации появление некой сверхзадачи, такой как защита арктических рубежей и столбление шельфа, может на некоторое время отвлечь внимание населения от более насущных проблем. На нее также могут быть списаны и значительные бюджетные расходы, проверить эффективность которых ввиду их военного назначения будет практически невозможно.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей