"Выстрелы были не сильные. Потом крик"

Ученики школы №263, где десятиклассник убил учителя и полицейского, взяв в заложники 10"А", рассказали, что им пришлось пережить: репортаж "Yтра"


Фото: ИТАР-ТАСС



Первыми, кого я встретил на подходе к школе №263, были мать с сыном, учеником младших классов – одним из тех, кого эвакуировали сразу, еще до того, как вооруженный десятиклассник отпустил заложников и был задержан. Мальчик теребил мать за рукав, восхищенно спрашивая: "Офигеть, а как это он его, с двух выстрелов?". Говорили они об учителе географии Андрее Кириллове, первой жертве преступника.

Жуткого в этот день было много: жутко было видеть родителей, находящихся на грани нервного срыва; жутко от хладнокровия, с которым десятиклассник-отличник совершил убийства (вторым погибшим стал полицейский); а больше всего жутко от того, что произошло это не "где-то в Америке", а в обычном спальном районе Москвы, в десяти минутах ходьбы от станции метро "Отрадное".

Первым из официальных лиц из оцепленной школы мимо журналистов пролетел глава Следственного комитета РФ Александр Бастрыкин, пообещавший на бегу, что "все расскажет Маркин". Через пять минут появился и официальный представитель ведомства. Он подтвердил, что жертвами десятиклассника стали учитель и полицейский, еще один страж порядка получил тяжелые ранения. Маркин успокоил родителей, что с детьми все в порядке, с ними работают психологи, после чего так же стремительно удалился вслед за своим начальником.

Тем временем уже покинувшие школу ученики, их родители, жители соседних домов, и случайные прохожие активно обсуждали случившееся, высказывая диаметрально противоположные версии и, по традиции, ругая всех: от местного участкового, "которого лучше б вообще не было", до мигрантов (также пришедших на место ЧП, вместе с лопатами) и руководства страны.

Бывшая учитель школы №263, категорически отказавшаяся представиться, безапелляционно обвинила во всем педагогов, которые "довели": "Здесь учителя вот такие, они давят, они гнобят детей, вот и результат. Я – педагог, я – пуп земли, ты – никто передо мной". Помолчав немного, она внезапно предположила, что десятиклассник вообще случайно убил учителя географии, а "шел за пожилой женщиной, преподававшей биологию".

Обступившие бывшую учительницу подростки, представившиеся выпускниками школы №263, как будто ждали момента, чтобы "пожаловаться на биологичку". "Она очень придирчивая была! Могла сказать: "Ты кто такой!", начать обсуждать родителей. Дети плакали после ее уроков, но родителям не жаловались", – сообщила одна из выпускниц, почему-то при этом улыбаясь.

Неподалеку стояла еще одна группа подростков – учеников восьмого класса, сидевших в соседнем кабинете, рядом с тем, где преступник открыл стрельбу. Они подтвердили, что стрелок использовал разное оружие (позднее выяснится, что малокалиберную винтовку и карабин): "Выстрелы были не сильные, первые два – "как трещотка", остальные глухие. Потом крик был, а потом пришел директор, у нас просто урок был у супруги директора. Он сказал, что будет на связи с ней, потом звонил еще пару раз, говорил, чтобы мы там сели в угол, парты поставили перед собой".

Восьмиклассники рассказали, что погибший преподаватель географии был неконфликтным человеком и "вообще, самым добрым учителем в школе". С версией о том, что десятиклассник, будучи отличником, убил педагога за то, что тот якобы хотел поставить ему плохую оценку и сорвать возможность получить золотую медаль, дети не согласились: "Это бред! Он всегда ставил оценку, на которую человек учится. У него именно учиться и учиться. Он не любил таких, кто прогуливал, но максимум, что он мог сказать: "Прийти и исправить". Школьники уточнили, что вел Кириллов, помимо своего предмета, и биологию, но, по их словам, не у старшеклассников.

Едва мы закончили общаться, школьницы увидели подъехавшего телеведущего Андрея Малахова и дружно ринулись к нему. Остались на месте только две восьмиклассницы, восторга своих подруг не разделивших: "О, смотри, Малахову интервью дает! - Ну и дура!". В это время к ним подбежала еще одна подруга, махнула рукой в сторону ворот школы и позвала с собой. Диалог был таков: "А че там? - Щас дискотека будет!".

"Дискотекой" оказалось короткое выступление директора школы, который успокаивал родителей детей из 10"А": со школьниками все в порядке, с ними продолжают работать психологи. Родителей это не успокоило до тех пор, пока их не начали пускать по одному за оцепление и сопровождать внутрь здания.

Те из родителей, кому за оцепление проходить было "не положено", неохотно рассказывали о том, что им пришлось пережить. "Я здесь рядом живу, все в шоке, конечно, они все его (стрелка) знали, то есть близко общались", – рассказала мать ученицы 11 класса. Десятиклассник, с ее слов, был человеком "адекватным и занятым", который "на олимпиады ездил, а не шатался там где-то по улицам". "Мальчик хороший, о ком не могли подумать", – добавила она.

Подслушивавшая наш разговор пожилая женщина попросила слово, рассказав, что живет в доме напротив школы и "все вообще видела своими глазами". По ее словам, ровно в 12:15 она "закончила пить чай и собралась на электричку, но была вынуждена задержаться". Выйдя из подъезда, женщина услышала крики стоящего возле школы мужчины: "Сынок! Сынок! Не стреляй, брось винтовку!". После этого мужчину одели в бронежилет и проводили внутрь.

Никто из официальных лиц к этому времени уже не выходил, толпа понемногу начинала редеть. Воспользовавшись паузой, часть собравшихся решила сбегать за горячим чаем в ближайшее (и единственное) кафе, но тут их ждала неудача: "Чай есть. Чашек уже нет. Вы откуда взялись все?" Вопрос прозвучал от дородной продавщицы, фоном по телевизору шел прямой эфир, посвященный событиям в соседней с кафе школе.

Когда мы вернулись к школе, из подъезда дома напротив, как из засады, вышли четыре пожилые женщины, которые тоже "видели и знают все". Они же и резюмировали произошедшее: "Дело не в школе, дело в людях. Дети курят, потом идут в школу, говоря: "А кому там до нас дело?". Надо смотреть за порядком и с детьми разговаривать! Ну, он оружие откуда взял? У отца. А у отца, наверное, четыре любовницы, вот и нет дела до ребенка. Люди еще по ночам непонятные ходят, людям объяснять, значит, надо, кто и зачем в Москве есть".


Обсудить на Facebook

Выбор читателей