"Хроника Рунета": 2012 год - Единый реестр запрещенных сайтов

С появлением реестра сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, могут быть закрыты в досудебном порядке после решения федерального органа

Единый реестр запрещенных сайтов начал работу 1 ноября 2012 г. в соответствии с постановлением правительства Российской Федерации. С этого момента сайты, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, могут быть закрыты в досудебном порядке после решения федерального органа.

Событие вызвало негативную реакцию в профессиональном интернет-сообществе: так, против возможности блокировать интернет-ресурсы без решения суда выступили "Яндекс", "ВКонтакте" и "Русская Википедия", которая летом 2010 г. провела забастовку, временно разместив на главной странице сообщение с критикой подобной законодательной инициативы.

"Совершенно точно, что последние два - три года являются годами беспрецедентного интереса со стороны государства к регулированию интернета. Регулированию подвергаются практически все сферы, которые раньше оставались нетронутыми. И это начало происходить с 2012 года, когда впервые появился термин блокировок, черных списков. Тогда мы имели дело с таким абсолютно стопроцентным злом, как детская порнография, пропаганда суицидов и наркотиков. Сейчас эта тема расползлась на многие другие, которые уже не являются такими злыми", - сказал Сергей Плуготаренко, директор РАЭК.

Десятого октября 2012 г. Российская ассоциация электронных коммуникаций обнародовала исследование "Экономика Рунета", которое представило ключевые показатели интернет-отрасли в России. Суммарный̆ объем 11 исследованных рынков Рунета составил 554 млрд рублей̆. А с учетом всех интернет-зависимых рынков эта сумма превысила 2,5 трлн руб., что составило 4,6% ВВП России.

Директор РАЭК Сергей Плуготаренко отметил: "Мы понимали, что от слов нужно переходить к делу, к конкретным метрикам и цифрам, нам нужно уметь мерить деньги. Мы предприняли попытку, которую унаследовали изначально, в первый год, от различных всемирных исследований, связанных с измерением доли интернет-экономики в ВВП различных стран. Мы взяли просто эту идею, но совершенно изменили методику. И дальше стали каждый год мерить эти показатели и получилось так, что главная ценность этого проекта заключается даже не в том, что раз в год мы получаем какие-то цифры, а в том, что это некая преемственность из года в год, возобновляемое исследование, проводимое примерно по тем же самым метрикам и системам. Чего, как выяснилось, очень сильно ждали инвесторы - и российские и западные - для того, чтобы понимать, куда движется российский интернет. И сегодня мы видим, что, во-первых, каждый год наши цифры ожидают, во-вторых, они являются единственными на рынке, как суммарная величина всех рынок, которыми представлен интернет.

Еще одно исследование было представлено в июне 2012-го. TNS Gallup выяснил, что интернетом пользуется половина российского населения, то есть 70 миллионов россиян старше 12 лет. Рост интернет-аудитории в России в это время составлял 27% в год: в крупных городах этот показатель составлял около 15%, а в небольших городах доходил до 50%.

"Есть понятие "активные пользователи", есть понятие вообще "пойманного пользователя". Половина нашей страны знает, что интернет есть, они могут зайти прочитать новость и найти какой-то сайт. Активные пользователи - это те, которые регулярно, хотя бы два - три раза в неделю, пользуются интернетом по 15 минут, которые могут делать заказы, которые могут читать регулярно новости, которые пользуются электронной почтой. Для подрастающего поколения это уже и учеба, и занятия. Мы более идеализируем интернет, но интернет - это просто еще один канал получения информации, самореализации, развития себя, развития других, развития бизнеса и т.д.", - пояснила Любовь Симонова, главный эксперт фонда Almaz Capital Partners.

Тем временем крупнейшая в мире социальная сеть Facebook сообщила о своем миллиардном пользователе и вышла на IPO с оценкой в $104 млрд, что стало самым крупным размещением среди технологических компаний.

Выбор читателей