Реальный мир без "селфи" и спящего премьера

В Москве открылась выставка победителей конкурса World Press Photo 2014, среди которых трое россиян. Всего в экспозиции представлены около 200 лучших работ фотографов из 25 стран мира


ФОТО: Андрей Скворцов/"Yтро.ру"



В московском дизайн-центре Artplay открылась выставка победителей конкурса World Press Photo 2014. Москвичи могут увидеть около 200 лучших работ фотографов из 25 стран мира. Среди победителей трое представителей России.

В наше время фотографией увлекаются практически все, у кого есть хотя бы телефон, а событием, достойным снимка становится все - от яичницы до собственного отражения в зеркале лифта. А ведь из этого многообразия нужно выбрать лучшее и обязательно отправить в Instagram.

Лучшие снимки для World Press Photo выбирали 19 членов жюри, отсмотрев практически 200 тыс. работ более чем пяти тысяч фотографов, чья профессия - запечатлевать самые важные и острые события.

В итоге на выставку попали около двух сотен фотографий от представителей 25 стран. Эти работы нельзя смотреть мельком, их нельзя просто "лайкнуть", задержаться стоит у каждой.


Фото: Андрей Скворцов/"Yтро.ру"

Фотография года, сделанная Джоном Стенмайером из США, встречает посетителей первой. Изображенное на ней действие происходит в городе Джибути - перевалочном пункте для мигрантов из Африки, ищущих лучшей жизни в Европе или на Ближнем Востоке. В темноте, на берегу моря с поднятыми вверх телефонами они пытаются поймать сотовый сигнал из соседнего Сомали, чтобы связаться с родными. Стоит немного отойти от стенда и можно увидеть, как фотографирующие посетители создают со снимком своеобразный 3D-эффект.


Фото: Джон Стенмайер/США/VII для National Geographic

World Press Photo - это, в первую очередь, конкурс фотожурналистов, чья задача - освещать главные и самые громкие события. Поэтому почти половина работ - это фотографии из горячих точек, с мест чрезвычайных происшествий и стихийных бедствий.


Фото: Андрей Скворцов/"Yтро.ру"

Взрывы во время Бостонского марафона, захват заложников в торговом центре в Найроби, последствия тайфуна Хайян на Филиппинах - все, что попадало на первые полосы и в экстренные выпуски новостей.


Фото: Андрей Скворцов/"Yтро.ру"

"Часто это не то, что мы хотели бы видеть, но это то, что нам необходимо увидеть", - отметил куратор выставки World Press Photo Лоуренс Кортевега в ходе пресс-конференции.


Фото: Андрей Скворцов/"Yтро.ру"

Увидеть действительно необходимо. Ни один телевизионный сюжет и ни одно прямое включение с места событий так не погружает в атмосферу происходящего. Такие работы заставляют сопереживать. Чувствовать отчаяние и бессилие перед стихийными бедствиями вместе с выжившими после тайфуна, приступ клаустрофобии при виде тел под обломками рухнувшего здания или желание затаиться и переждать танковую атаку вместе с сирийскими повстанцами, ведущими бой в пригороде Дамаска.

В этом году среди победителей конкурса трое россиян. Первое место в категории "Постановочный портрет" занял Данила Ткаченко. На его снимках люди, отгородившиеся от общества и живущие отшельниками среди дикой природы. Они похожи одновременно и на Маугли, и на Робинзона, и на героев сериала Lost, только без мистики и без желания вернуться к цивилизации.

Фотографии обладателя третьего места в этой же категории Никиты Шохова вызывают стойкие ассоциации с фильмом "Голубая лагуна". На снимках остров Утриш - природный заповедник на северном побережье Черного моря. Еще в 60-х гг. прошлого века он приглянулся советским нудистам. Но поскольку в СССР их существование было идеологически неоправданным, в наше время нудистский Утриш переживает настоящий ренессанс.


Фото: Никита Шохов/World Press Photo 2014

Также третьего места, но в категории "Ежедневная жизнь", удостоилась россиянка Елена Чернышова с серией фотографий о Норильске. Довольно необычно было услышать, как во время открытия выставки куратор из Голландии рассказывал московским журналистам о суровом норильском климате.


Фото: Елена Чернышова/World Press Photo 2014

Обладательница второго места в категории "Ежедневная жизнь" Таня Хабьока из Иордании в рамках выставки приехала в Москву. Она представила серию фотографий о жизни в Палестине и Секторе Газа.

Большее внимание первых посетителей выставки привлекла фотография мужчины, перевозящего на пассажирском сидении автомобиля барана для жертвоприношения во время праздника Ид аль-Ахда. Он запечатлен в тот момент, когда курил в машине, ожидая, когда закончится пробка на КПП Каландия. По словам самой Хабьока, на то, чтобы сделать фото, у нее было всего пять минут, пока не зашло солнце. Она успела лишь положить в машину осветительный прибор, не сразу решив на кого из действующих лиц направить свет. Уже во время съемки, мужчина, подыграв фотографу, повернулся к своему пассажиру. Впоследствии, этот снимок неоднократно использовался в прессе, чтобы проиллюстрировать бесполезность палестино-израильских мирных переговоров. В ходе пресс-конференции Хабьока хоть и на английском, но призналась, что на самом деле по национальности она черкеска и приезд в Россию для нее очень важен.

Животные отдельно от людей расположились в категории "Природа". Обладатель третьего места Кристиан Циглер из Германии запечатлел ближайших родственников человека - наименее изученных представителей приматов Бонобо. Глядя на них, невольно вспоминаешь фотоальбомы друзей в соцсетях. Особенно при виде лежащей самки с оранжевыми губами от глины, которую она съела, чтобы нейтрализовать попавшие в организм с незрелыми плодами токсины. Не покидает ощущение, что это "селфи", а Дарвин все-таки не ошибался.

Завершает экспозицию, как и любой выпуск новостей, спорт. Тут стоить обратить внимание на похожую на Буратино тень Новака Джоковича на фотографии американца Эла Белло - обладателя второго места в категории "Спортивные выступления". Необычное применение беспилотникам нашел обладатель второго места в категории "Спортивные очерки" китайский фотограф Кунронг Ченг. Летательные аппараты сфотографировали людей, занимающихся любимыми видами спорта. Запечатленные с беспилотника люди, играющие в баскетбол или футбол, выглядят как персонажи двухмерной компьютерной игры.

В качестве десерта - "Спортивные очерки" американки Алиссы Шукар. Она сделала серию фотографий спортсменок "Футбольной лиги легенд", ранее известной как "Футбольная лига нижнего белья". Девушки мечтают популяризировать женский американский футбол не только в США, но и в Австралии и Европе. Увидеть их стоит хотя бы потому, что со следующего года, если верить аннотации к фото, девушки облачатся в обычную форму и будут привлекать к спорту своей игрой, а не нижним бельем. Слоган лиги уже сменился с "Футбола истинных фантазий" на "Женщины футбольного поля".

Выбор читателей