"Зрителю хочется сказать: "Это же не цирк"

Бессменный артистический директор фестиваля Benois de la Danse Нина Кудрявцева-Лурио рассказала "Утру" о том, что происходит сегодня в мире балета




На исторической сцене Большого театра 27 и 28 мая проходит фестиваль мирового балета Benois de la Danse, который также известен в мире как балетный "Оскар". Об истории приза и о том, что происходит сегодня в мире балета, накануне торжества "Yтру" рассказала бессменный артистический директор фестиваля Нина Кудрявцева-Лури.

"Yтро": Как возникла идея этого проекта? Каковы его цели и задачи?

Нина Кудрявцева-Лури: Идея возникла в 1991 году в секретариате Международной ассоциации деятелей хореграфии как альтернатива молодежным конкурсам. Решили следовать концепции голливудского "Оскара", то есть номинировать и награждать за лучшую работу хореографа, танцовщика и танцовщицу - за конкретную работу за минувший год. Потом нашли скульптора Игоря Устинова, который согласился сделать приз и подарил ему название. Дело в том, что он сам имеет отношение к семье Бенуа, поскольку его отец Питер Устинов был племянником Александра Бенуа. В 1992 году приз был вручен впервые на сцене Большого театра. И несколько лет вручался там, но затем по ряду мы, так сказать, эмигрировали, и несколько лет Benois de la Danse вручался в Париже в оперном театре, потом в Национальном театре в Варшаве, в Государственной Опере Унтер ден Линден в Берлине, в Государственном театре в Штутгарте. И так мир о нем потихоньку узнавал. А потом в 2002 г. мы вернулись в Большой театр, и с тех пор его не покидали.

Главная цель приза - познакомить публику с лучшими достижениями балетного, танцевального театра за минувший год. Приз вручается за любые жанры и формы танцевального искусства - от классики до авангарада. У нас даже есть лауреат во фламенко. Это также площадка для творческого общения и обмена опытом представителей разных школ и национальностей. И третья цель, очень важная для нас, - помощь ветеранам балета Москвы. Мы материально помогаем каждый год более чем 100 бывшим танцовщикам.

Приз приобрел огромный престиж и популярность среди профессионалов, и не только. Балетное сообщество по всему миру - я имею в виду людей, которые ходят смотреть балет, - знает о призе. Это довольно мощная акция, которой уже трудно управлять. Другого такого ежегодного приза в мире нет. Попытки создать что-то подобное были, но быстро иссякали потому что это очень дорого, отнимает массу времени и сил, и во многом держится на энтузиастах, которые занимаются организацией данного процесса практически бескорыстно.

А как проводится отбор номинантов?

Сначала выбирается жюри. Потом члены жюри представляют номинантов. Наша задача – собрать видео всех номинированных работ и послать их всем членам жюри. Они их отсматривают, потом приезжают в Москву накануне церемонии, и принимают решение путем голосования. Жюри каждый год меняется. Каждый год мы должны найти восемь человек, которые занимают значительное место в искусстве танца, и пригласить их. Это довольно трудно, ведь речь идет о звездах, время которых расписано буквально по минутам на много лет вперед. Но они все же находят возможность освободиться и приехать, так что жюри у нас всегда очень представительное. И поскольку это люди из разных стран, разных направлений и школ, то и номинанты каждый год разные. В какой-то год превалирует классика, в какой-то современная хореография больше представлена.

Конечно, во многом успех Приза определяется художественным видением главы и соавтора проекта Юрия Николаевича Григоровича. Он также в качестве президента Союза деятелей хореографии является бессменным председателем жюри и в спорных случаях его второй голос является решающим.

За двадцать с лишним лет в жюри, наверное, побывали все значимые персоны балетного мира. Не ощущается ли уже определенный "кадровый голод"?

Балет - искусство молодых, и ротация идет постоянно. Так что выбор всегда есть. Очень часто в жюри входят лауреаты прошлых лет. А раз в пять лет мы вообще собираем жюри только из лауреатов.

Как изменялся приз на протяжении своего существования?

Оттачивались правила, я бы сказала. Если вначале мы только нащупывали, как все это организовать, как в лесу бродили, то сейчас уже есть очень четко отработанные фазы. Также возникали новые номинации – например, "Жизнь в искусстве" (она была добавлена в 2001 году). Еще раньше появились номинации "Композитор" и "Художник". В предлагаемых номинациях есть еще "автор либретто", но пока никто не номинирован.

А почему? Не хватает хороших либретто?

Видимо да. В неколассике, например, часто используются старые либретто, прочитанные на новый лад. С другой стороны, стало очень много бессюжетных, абстрактных балетов, где либретто просто не нужно. Кроме того, импресарио просят все время одни и те же спектакли, и, в основном, это большие классические постановки: "Лебединое озеро", "Баядерка" или беспроигрышный кассовый успех - "Спартак".

То есть спрос диктует предложение, и новые постановки менее прибыльны с коммерческой точки зрения?

Конечно. Большие классические спектакли продаются гораздо лучше.

Каковы особенности приза в этом году?

Главная особенность текущего года в подборе жюри - за исключением бессменного председателя Юрия Григоровича, оно все состоит из блистательных дам, начиная с Карлы Фраччи, легенды итальянского балета. Тут и Лидия Сеньи - художественный руководитель балета театра Колон, блистательная аргентинская балерина. Мадлен Онне - бывшая звезда Шведского королевского балета, сейчас она художественный руководитель балета Гонконга. Габриэла Комлева - звезда Мариинского театра, сейчас балетмейстер-репетитор и педагог в Санкт-Петербургской консерватории. Аньес Лётестю - звезда Парижской оперы. Помимо того, что она занимается репетиторством, она блестящий художник по костюмам, с тонким вкусом и отличным чувством исторического времени - она создает не кальку, а образ эпохи. И, конечно, Ана Лагуна - муза и жена Матса Эка, которая сейчас занимается главным образом переносом его балетов и балетов своей свекрови Биргит Кульберг по разным сценам - от Испании до Южной Африки и обратно. Мы ее с трудом поймали, чтобы вручить диски для просмотра.

Вы сказали, что изначально за образец взяли "Оскар". Но среди его лауреатов новые имена встречаются не так уж часто, все больше уже знакомые лица. А как много у вас молодых, только подающих надежды дарований? Способствует ли Benois de la Danse развитию карьеры лауреатов, заключению выгодных международных контрактов?

Сейчас, безусловно. Например, все лауреаты из Парижской оперы (а это одна из самых снобских организаций), упоминают "Бенуа" в своей биографии. Возрастных цензов у нас нет. Например, в этом году среди номинантов есть Никлас Эк - ему 70 лет, и Тимур Аскеров, которому 21 или 22 года. Единственно, обычно они уже являются звездами своих трупп, танцуют все ведущие партии. То есть это самый высокий уровень того театра, из которого человек пришел. А в качестве примера развития карьеры могу привести историю пары балетмейстеров, которые сейчас являются художественными руководителями Нидерландского театра танцев. Был как-то год, когда собралось целое созвезие балетмейстеров - пять или шесть самых топовых имен. И вот среди них затесались не столь прославленные в тот момент Поль Лайтфут и Соль Леон - это тандем, муж и жена. И они получили приз. Сами просто поверить не могли. И теперь везде говорят, что Benois de la Danse им дал путевку в жизнь.

В этом году в списке номинантов не оказалось ни одного представителя Большого театра. Почему?

А почему они должны быть? Вот если бы каждый раз были номинанты Большого театра, это было бы несправедливо. Труппа сама по себе, конечно, потрясающая. Каждый раз, когда вижу их на сцене, я поражаюсь и восхищаюсь, и счастлива за театр, который имеет такой состав. Очень сильная молодежь. Я уж не говорю о солистах, о звездах, которые уже заработали себе репутацию. Benois de la Danse запустила молодежный проект в прошлом году в итальянском городе Леньяго, где родился Сальери (там о Моцарте вообще никто не вспоминает, но все посвящено Сальери). И огромный успех имело гала молодежи, которую мы привезли из Большого театра. Вот такие собрания молодых солистов из этой труппы можно еще черпать, черпать и черпать.

А есть еще какие-то новые идеи по расширению приза?

Есть, но пока нет смысла о них говорить. Это все еще надо обсуждать. И, конечно, все упирается в вопрос финансирования.

Тогда поговорим о балете: каковы современные тенденции в этой области?

Такие же, как в некоторых видах спорта, вроде фигурного катания или художественной гимнастики - артистизм отходит на второй план, и очень развивается техника. К сожалению, зритель на нее бурно реагирует. Если партнер на одной руке балерину поднял и три секунды подержал, в зале сразу аплодисменты. Зрителя хочется воспитывать и говорить ему: "Это же не цирк. Пойдите в цирк, там еще дольше могут держать человека на одной руке. А балет - это все-таки искусство". Вот то, что артистизм отходит везде на второй план, это очень жаль. И от того, что превалирует техника, сами артисты уделяют меньше внимания проникновению в роль. Поэтому так важен наш приз, который дается именно за роль, за образ в целом, а не только за техническое совершенство исполнения.

То есть Павлова в наше время успехом бы не пользовалась абсолютно?

Да ее просто в балетную школу бы не взяли. Покойная Софья Николаевна Головкина говорила: "Мы бы не взяли в школу никого - ни Плисецкую, ни Уланову". Стиль ушел. Очень мало кто еще старается его держать.

А Россия в области балета по-прежнему впереди планеты всей или уже нет? В каком состоянии находится сегодня русская балетная школа? Насколько востребованы за рубежом ее методики и выпускники?

Нет труппы, где не было бы русского танцовщика. Есть, конечно, компании, которые черпают ресурсы, главным образом, из своих школ, так же, как Большой из Московской школы, а Мариинский - из Вагановской академии. Это Парижская опера, Ройял Балет (Лондон) и Нью-Йорк Сити Балет - вот, пожалуй, три труппы, которые держат свою школу. А так сплошные русские везде на разных позициях. А что касается методик, у истоков почти каждый местной школы стояли русские эмигранты первой волны. И, конечно, что-то осталось от той старой русской школы, но уже многое привнесено из других школ, других направлений. Сама по себе русская школа по-прежнему на высоте, хотя техника, опять же все больше превалирует. Особенно в московской школе. Вагановская все-таки пытается держать какие-то рамки.

А что происходит внутри России? Интерес публики к балету растет или, наоборот, снижается?

Ну, уж никак не снижается. Вы посмотрите, сколько блогов балетных. И даже журналисты иногда черпают из них информацию, временами ошибочную. Вообще, блоги - это довольно-таки опасная вещь, потому что их делают непрофессионалы, которые думают, что они все знают и понимают, и распространяют свои заблуждения на широкую аудиторию.

Танцевальное искусство пользуется все большей популярностью во всем мире. Например, в Нью-Йорке в год проходит свыше шести тысяч танцевальных представлений - от больших спектаклей Нью-Йорк Сити балета до небольших авангардных групп. Разделите на 365 дней и поймете масштаб. В Москве, конечно, такого богатого выбора пока нет.

Расскажите немного подробнее о программе гала-концертов. Какие номера ожидаются? Кто из мировых звезд будет выступать?

Первый вечер посвящен вручению призов и гала номинантов, которые представят либо те работы, за которые номинированы, либо другие свои работы, если, например, нет партнера или нельзя вынуть фрагмент из контекста. Скажем, китайский хореограф Фей Бо был номинирован за балет "Болеро", в котором заняты 12 танцовщиков. Их всех руководство труппы в Москву не отпустило, поэтому будет представлена другая его работа. В первом гала не мы собираем программу, а программа собирается сама. В финале Тимур Аскеров из Мариинского театра будет танцевать с Кристиной Кретовой из Большого Па де де из балета "Дон Кихот". Еще одна сборная пара - Семен Чудин из Большого театра и Эшли Боудер из Нью-Йорк Сити балета. Она номинантка, ее партнера не отпустили из-за занятости в репертуаре. Марико Кида из Шведской королевской оперы покажет фрагмент из "Джульетты и Ромео" Матса Эка. Гонконгский балет покажет фрагмент из "Кастратов" Начо Дуарто и дуэт из "Веселой вдовы" на музыку Легара. Клаудио Ковьелло из Ла Скала с партнершей покажет дуэт "Балкон" из "Ромео и Джульетты" Макмиллана. Так что программа будет очень разнообразной – от "Дон Кихота" до "Кастратов".

Второй вечер - это гала-концерт "Звезды Бенуа де ла Данс - лауреаты разных лет". Первое отделение - "Вдохновленные Дягилевым" - состоит из названий "Русских сезонов". Это будет фокинское "Видение розы" с Клаудио Ковьелло и Витторией Валерио из Ла Скалы. На музыку первой части "Весны священной" пойдет номер в стиле фламенко. И затем "Фавн" в постановке Сиди Ларби Шеркауи. В основе - музыка Дебюсси с некоторыми вкраплениями музыки композитора Соуни. В общем, очень интересно. Сама жду не дождусь посмотреть это воочию, потому что видела только на видео. А второе отделение будет более традиционное гала с участием разных звезд – от Екатерины Кондауровой и Люсии Лакарра до Албана Лендорфа, который завоевал свой приз в прошлом году.

Выбор читателей