Карикатуры Charlie Hebdo могут признать экстремистскими

Иллюстрации, размещенные во французском сатирическом журнале, стали поводом для обращения в Генеральную прокуратуру РФ. А от депутатов Госдумы поступило предложение запретить карикатуристам въезд в Россию

Лига безопасного интернета направила обращение на имя генпрокурора РФ Юрия Чайки с просьбой проверить на экстремистское содержание, а также другие несоответствия нормам законодательства России карикатуры французского журнала Charlie Hebdo. По мнению общества, изображения авиакатастрофы российского пассажирского самолета, которая произошла на Синайском полуострове 31 октября, нарушает нормы этики и морали.

Один из номеров сатирического еженедельника Charlie Hebdo. ТАСС

"В том случае, если содержание карикатур будет признано экстремистским, их распространение должно быть запрещено на территории России. В том числе, и в Интернете", - отмечают в Лиге.

Ранее депутат Госдумы РФ от КПРФ Вадим Соловьев подготовил заявление в МИД РФ с просьбой включить сотрудников журнала Charlie Hebdo в санкционные списки России. По мнению Соловьева, сотрудники данного издания, разместившие карикатуры на тему трагической гибели пассажиров А321, оскорбили всех граждан РФ. Именно поэтому, им "не место на российской земле", уверен депутат, назвав поведение французских карикатуристов кощунственным и аморальным.

"Так ведут себя люди, для которых нет ничего святого, которые на крови пытаются получить для себя дивиденды", - заявил "Известиям" Соловьев.

Напомним, французский сатирический журнал Charlie Hebdo опубликовал карикатуры на катастрофу российского самолета. На первой карикатуре изображены пассажиры A321 и обломки лайнера, летящие на голову террористу. Надпись под изображением гласит: "Российская авиация усилила свои бомбардировки". На второй карикатуре изображен череп в солнцезащитных очках, лежащий среди обломков и тел, который рассуждает об опасности российских лоукостеров и говорит, что, наверное, ему следовало бы лететь на Air Cocaine. В данном случае, судя по всему, идет намек на скандал, связанный с бывшим президентом Франции Николя Саркози и контрабандой кокаина.

Лайнер Airbus A321 компании "Когалымавиа", летевший из Шарм-эль-Шейха в Санкт-Петербург, упал 31 октября на севере Синайского полуострова. Погибли все 224 человека, находившиеся на борту. Причина падения лайнера пока не установлена, одной из наиболее вероятных версий считается террористический акт.

В Московском бюро по правам человека более эффективным методом, чем внесение французских журналистов в санкционные списки, считают подачу исков в Европейский суд о возмещении родственникам погибших морального ущерба, а также обращения в европейские правозащитные организации и Европейский парламент. Доктор политических наук, приглашенный профессор Университета Париж III Новая Сорбонна Мария Мчедлова также согласилась, что в этом больше смысла.

"Существует такая развитая практика достижения определенных целей, особенно в подобных спорных ситуациях, - отметила Мчедлова в интервью "Утру". - Например, с казусами, которые связаны с религиозными символами. Таких дел в ЕСПЧ очень много".

К самим публикациям Мчедлова относится негативно. По ее убеждению, подобные карикатуры нарушают необходимый баланс между свободой, ответственностью и моралью.

"Все их рисунки вызывают у меня отторжение, - подчеркнула Мчедлова. - Начиная с самой известной карикатуры, которую они издали на смерть Шарля де Голля, из-за чего были закрыты по приказу Министерства внутренних дел Франции. Потом они возродились под другим названием, созвучным имени Шарль. По большому счету, у них не было за достаточно длительное время ни одной святой темы, которую бы они совершенно безобразным образом не высмеяли бы. Во Франции есть древние традиции карикатурного изобразительного искусства, они всегда затрагивали, в том числе, и политическое пространство. Для них это естественно. Но я считаю, что мера обязательно должна быть".

По мнению политолога, инцидент со скандальными рисунками не отразится на российско-французских отношениях.

"Эти отношения очень прочные и мудрые, - отметила Мчедлова. - Charlie Hebdo – это достаточно маргинальный журнал, у него было не больше 40 тыс подписчиков. Он получил скандальную известность благодаря трагическим событиям в январе 2015 года. Грустно, но именно после этого издание и стало получать финансовые вливания. Тем не менее, эти безобразные карикатуры накладывают отпечаток вообще на все, что происходит сегодня. Где границы добра и зла? Что можно, а что нельзя? Думаю, опять актуализируются дискуссии о высших ценностях".

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков, реагируя на публикации французских сатириков, назвал их кощунственными. По его словам, это не имеет отношения ни к демократии, ни к самовыражению. В ответ на это главный редактор Charlie Hebdo Жерар Бриар заявил, что не понимает смысла этих слов.

"Мы - светская, демократическая и атеистическая газета. Понятие кощунства не имеет для нас никакого значения. Мы комментируем новости, как и все другие издания", - отметил Бриар.

Журналист также добавил, что изображения, связанные с крушением A321 в Египте, были созданы не для осмеяния жертв или самого факта трагедии.

"На этих рисунках нет карикатурных персонажей. Мы просто комментируем событие и показываем свой взгляд на него", - заявил он.

Председатель Комитета по международным делам Государственной думы РФ Алексей Пушков в своем твиттере выразил возмущение рисунками, назвав их подлыми и циничными.

"Шарли Эбдо - сарказм и ирония без границ? Нет, это лицемерие без границ. Плевать на могилы других - подлость, а не подвиг, - написал Пушков на французском в социальной сети. Некоторые французские журналисты и общественные деятели поддержали мнение Пушкова, ответив на его сообщения в микроблоге извинениями за "позорные комиксы".

Глава Крыма Сергей Аксенов считает публикацию карикатур на тему крушения российского самолета в Египте западной провокацией. На своей странице в Facebook он назвал журналистов французского издания подонками, потерявшими человеческий облик.

"Они глумятся над памятью погибших, над болью России, сознательно разжигают ненависть. Да, это их гнусный бизнес, но не только. Есть вещи, над которыми они не смеются никогда. Они прекрасно понимают, что им позволено, а что - нет. Сейчас на западе есть заказ на русофобию, и они его отрабатывают. Они провокаторы. И не надо болтать о свободе слова. Это мерзость, а не свобода", - подчеркнул Аксенов.

Ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, эксперт по франко-российским политическим отношениям Сергей Федоров в интервью "Утру" выразил сомнения в том, что за публикациями в Charlie Hebdo может стоять нечто большее, чем желание неуместно посмеяться.

"Не думаю, что это направлено сознательно против России, хотя этот момент и присутствует, - считает Федоров. - Тем не менее, это издание либерального плана, которое рассчитано на провокацию, на пощечину общественному мнению. Поэтому эти люди хотят грязными делами заработать дешевую популярность и сделать деньги. Мне кажется, что на этих негодяев не нужно обращать внимание и не давать им больший пиар, поскольку именно на это и был расчет".

Инициативу российских депутатов применить к французским журналистам санкции Федоров назвал бесполезной. По его мнению, это только привлечет к Charlie Hebdo внимание.

"И общественное мнение, и политический класс дали однозначную оценку: это кощунство и омерзительно, - отметил Федоров. - Вот и все, что я могу сказать. Ничем не оправдаешь такие вещи. Можно, конечно, все оправдать. Но есть какие-то нормы, которые люди с адекватной психикой должны соблюдать. Нормальные люди, которых большинство, просто проигнорируют эти рисунки».

Известный российский карикатурист, главный редактор проекта CARTOONBANK.RU Александр Сергеев резко осудил французских художников. В своей оценке Сергеев, по его словам, был не один.

"Границы проходят через сердце и через разум, однозначно, - отметил художник в интервью "Утру". - Ну и плюс - то, что заложили в детстве. В России есть тоже масса художников, и то, что они рисуют – для меня запредельно и аморально, а для них – нормально. Это просто желание эпатировать публику, поиздеваться и удовлетворить какие-то свои низменные потребности. Среди питерских карикатуристов я не знаю людей, которые бы равнодушно отнеслись к нашему общему горю. Поэтому мы, даже не сговариваясь, ничего подобного не рисуем".

"В каждой стране - свой менталитет, - продолжил Сергеев. – Но цензура – это бесполезно. Человек все равно найдет дырочку, куда просочиться. Мы же никак не ограничиваем интернет, особенно его порно-часть. Что касается Charlie Hebdo, то его знает только небольшая часть населения. Видели или держали в руках совсем мало людей. Я бы вообще просто перестал бы как-либо цитировать этот журнал и упоминать его название на территории России. В этом будет большое пользы".

Выбор читателей