Казахстан затеял гигантскую стройку

Прямо в степи на границе Казахстана и Китая вырастает огромный город, призванный стать и торговым центром, и местом, где рождаются инновации. Стороны вкладывают в строительство сотни миллионов долларов

Новая "стройка века" в Казахстане, безусловно, может получить звание одного из самых зримых достижений и страны, и всего Таможенного союза. Сопредельная республика вовсю осуществляет масштабный проект по строительству так называемого "сухого порта", через который грузы из Китая могут попадать в Россию, Беларусь и далее на Запад. Причем, как можно понять из названия и географического расположения Казахстана, по суше.

Международный центр приграничного сотрудничества "Хоргос", Казахстан. Фото автора

Смысл мегапроекта прост: различные товары прямиком из китайского порта по вновь построенной железной дороге отправляются вглубь материка, а потом, используя как новую, так и уже имеющуюся инфраструктуру, расходятся по странам-участницам Таможенного союза, в Европу, среднеазиатские страны. И, в принципе, куда угодно.

Для обеспечения столь серьезного процесса прямо на границе Китая и Казахстана строится огромный Международный центр приграничного сотрудничества (МЦПС) "Хоргос", решение о создании которого было принято более десяти лет назад. Тогда Китай и Казахстан подписали рамочное соглашение, которое теперь вылилось в огромную стройку с двух сторон границы. Казахстанская часть Центра предусматривает освоение в общей сложности 185 гектаров земли, китайцы же будут занимать целых 343 га, причем там уже построен целый город на 80 тыс жителей.

Казахстанцы не отстают, вкладывая в строительство сотни миллионов долларов – построена новая железная дорога, бешеными темпами строятся дороги автомобильные, будущий персонал Центра переселяется ближе к месту работы…

Сам МЦПС представляет собой огромную, без преувеличения, территорию, с таможенными терминалами, железнодорожными станциями, площадками для разгрузки, торговыми центрами. Самая эффектная часть в проекте выглядит как застроенная зона, по середине которой проходит государственная граница. Однако посещение и казахстанской, и китайской части будет безвизовым, это сделано для удобства тех, кто будет заключать торговые сделки.

На территории МЦПС "Хоргос" строятся отели, спортивный комплекс, торговые галереи, Конгресс-холл, выставочный центр, университет с кампусом и даже театр! Одним словом, в степи вырастает огромный казахстанско-китайский город, призванный придать бешеное ускорение темпам торговли и инновационного сотрудничества.

У проекта, конечно, есть и проблемные точки. И главная – невозможность пока обеспечить обратный грузопоток из стран Таможенного союза, Европы и других мест в Китай. Если, условно говоря, нам нужно сто вагонов китайских товаров, то им сто вагонов наших – нет. А гонять обратно по степи пустые вагоны – занятие недешевое. Однако идеологи и руководители проекта уверены, что вопрос этот вполне поддается решению, и экономика не пострадает. Просто решение это, судя по всему, должно быть стратегическим и охватывающим многие торговые сферы.

Выбор читателей