"Исламское государство" оставят без денег

Руководители финансовых разведок России, Ирака, Ирана и Сирии договорились о совместной борьбе с финансированием террористической организации. Переговоры, на которых было принято это решение, прошли накануне в Москве

Финансовые разведки России, Ирака, Ирана и Сирии объединяют усилия в борьбе с финансированием ИГ* (запрещенного в РФ). В среду, 3 февраля, в Росфинмониторинге состоялась встреча, на которой обсуждалось усиление взаимодействия в вопросах противодействия терроризму.

Фото: Merlin Meuris/ Zuma/ Global Look

Директор Федеральной службы по финансовому мониторингу Ю.А. Чиханчин подчеркнул важность координации международной работы в данном направлении:

"Наши страны напрямую завязаны с происходящим вокруг "Исламского государства*", поэтому в текущий непростой момент особенно ярко прослеживается необходимость поиска совместных механизмов, направленных на борьбу с этим общим злом".

Участники встречи высоко оценили усилия России по выявлению каналов и пресечению деятельности центров финансирования  "Исламского государства". Помимо общего, Росфинмониторинг заключил двусторонние соглашения об информационном взаимодействии с финансовыми разведками Сирии и Ирана и договорился о подписании в ближайшее время аналогичного документа с иракскими партнерами.

Выступая в ноябре 2011 г. на пресс-конференции по итогам саммита G20, президент РФ Владимир Путин подчеркивал, что работа по пресечению каналов финансирования чрезвычайно важна для борьбы с террористическими организациями и сотрудничество в этом направлении должно вестись как на политическом уровне, так и по линии спецслужб.

"Я приводил примеры, связанные с нашими данными о финансировании физическими лицами различных подразделений ИГИЛ* в разных странах. Финансирование, как мы установили, идет из 40 стран, причем в том числе из стран "двадцатки". Более того, я даже продемонстрировал нашим коллегам наши снимки из космоса и с самолетов, на которых ясно показано и видно, какие масштабы приобретает эта незаконная торговля нефтью и нефтепродуктами. Колонны автомашин-заправщиков растянуты на десятки километров, так что с высоты 4–5 тысяч метров они уходят за горизонт. Выглядит это просто как нефтепроводная система. Мы с коллегами, конечно, этот вопрос обсуждали, и надеюсь, что мы и дальше продолжим эту работу, которая, на мой взгляд, является чрезвычайно важной для борьбы с террором", -  сказал тогда российский лидер.

Там же, на саммите G20, ФАТФ был представлен доклад (заметим, что Россия принимала участие в его подготовке), в котором говорилось, что больше всего осуждений за финансирование терроризма в период с 2010 года было в Саудовской Аравии - 863 случая. На втором месте США - 100 осуждений. По суммарным объемам лидирует тоже Саудовская Аравия - 31 млн, на втором США с 20 миллионами. Но эти цифры не отражают реальной ситуации, а говорят, скорее, о том, насколько эффективно действует судебная система той или иной страны, подчеркивалось в исследовании.

Проблема еще и в том, что потоки пожертвований зачастую идут не через банковскую систему: ИГ создало неформальную систему перевода денег, основанную, как писали СМИ, на средневековой системе "Хавала". Работает эта схема примерно так: клиент-отправитель обращается к нелегальному брокеру, который после получения денег отправляет своему партнёру в стране назначения платежа сообщение (телефоном, факсом, электронной почтой, skype и т. п.). Сообщение содержит только сумму, имя получателя платежа и код (чаще всего порядок цифр на купюре). Для получения денег достаточно прийти на рынок и обратиться к местному нелегальному брокеру и назвать код платежа. Поэтому так трудно отследить поступления денег в казну ИГ.

В декабре 2015 г. материал об источниках финансирования "Исламского государства" появился в Deutsche Welle.  В нем говорилось, что у правительства Германии есть данные о том, что ИГ располагает финансовым фондом в сумме от 1 до 2 миллиардов долларов. Солидны и текущие поступления. Источников много: нелегальная продажа нефти и предметов старины, ограбление банков и частных лиц, рэкет и торговля заложниками, пожертвования от пособников террористов, поборы с тех не мусульман, которые еще не изгнаны и не убиты. В отличие от других террористических организаций, "Исламское государство" еще и создало на оккупированных территориях псевдогосударственные фискальные структуры. Подоходные налоги и отчисления там составляют от 5% до 15%. С христиан собираются дополнительные налоги. Кроме того, ИГ зарабатывает на коммунальных услугах, мобильной связи и общественном транспорте.

Financial Times провело собственное исследование, которое показало, что "боевики в Сирии и Ираке за прошлый год аккумулировали с удерживаемых ими территорий около $900 млн благодаря извлекаемой нефти, поборам с населения и присвоению имущества". Две трети своего дохода - около $600 млн - группировка потратила на финансирование боевиков, состоящих в ее рядах, отмечает газета. Около $20 млн в месяц уходит на то, чтобы содержать главную ударную силу террористической группировки, состоящую в основном из иностранных наемников. Примерно столько же - $15-20 млн - тратится на финансовую поддержку местных боевиков. "Десятки миллионов долларов в основном идут на боевое снаряжение и взрывчатые вещества", - пишет газета, согласно подсчетам которой, боевикам "для ведения наступления в течение недели необходимо боеприпасов $1 млн".

"Все это происходит потому, что ИГ извлекает десятки тысяч баррелей нефти ежедневно", - указывает издание. При этом боевики "Исламского государства" ежемесячно тратят по $10-$15 млн на обеспечение собственной системы безопасности, ссылается на собственный источник The Financial Times. "Агенты группировки в настоящее время работают далеко за пределами халифата, в том числе в Турции и Иордании. ИГ также тратит деньги на то, чтобы получить возможность прослушивать телефонные разговоры", - пишет издание. В распоряжении газеты оказался расчетный лист одного из боевиков, в котором указаны размеры полагающегося денежного вознаграждения. Подлинность документа подтвердили восемь человек, бежавших из рядов террористической организации: воюющим на стороне "Исламского государства" предоставляется базовое жалование в размере $50 - 150 в месяц, пока они проходят испытательный срок на верность идеям группировки. Местные боевики, доказавшие свою преданность, как правило, получают $200 - 300 в месяц, при этом иностранным наемникам выплачивают по $600, пишет издание.

Однако Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) в своем докладе указывает на "необходимость более детальной информации и происхождении нефти, посредниках, покупателях и торговцах, а также об организации и путях доставки нефти конечным потребителям".

* Организация запрещена на территории РФ

Читайте также

Выбор читателей