Бастрыкин обвинил инсайдеров в обвале рубля

Глава Следственного комитета России заявил, что глубокая девальвация российской валюты была связана не только с фундаментальными факторами экономики, но и с сильнейшим спекулятивным давлением на нее

Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин заявил, что одной из причин девальвации рубля стало, в том числе, незаконное распространение инсайдерской информации. Об этом сообщила пресс-служба ведомства.

Александр Бастрыкин. Фото: сайт Кремля

"Например, известно, что столь глубокая девальвация российского рубля была связана не только с фундаментальными факторами экономики - падением мировых цен на энергоносители, большой импортозависимостью российской экономики, ужесточением монетарной политики США, мировой рецессией, но и с сильнейшим спекулятивным давлением на него. При этом некоторые крупные участники валютного рынка строили свои спекулятивные стратегии финансовыми инструментами таким образом, словно им было во всех деталях известно о динамике дальнейших курсовых колебаний национальной валюты", - рассказал он на заседании "круглого стола" во Всероссийском государственном университете юстиции в пятницу, 12 февраля.

По мнению главы СКР, без обладания инсайдерской информацией участники рынка вряд ли совершали бы подобные спекулятивные сделки, связанные с высокими рисками и использовали бы для этого практически всю доступную им ликвидность.

Между тем российское законодательство предусматривает ответственность за манипулирование рынком и незаконное использование инсайдерской информации, напомнил Бастрыкин, добавив, что за три года действия соответствующих статей 185.3 и 185.6 УК РФ по ним возбуждено всего три дела.

По его мнению, это связано не только с отсутствием навыков выявления подобного рода преступлений, но и с тем, что статьи сформулированы так, что их применение практически невозможно.

Председатель СКР предлагает совершенствовать законодательство об ответственности за манипулирование рынком и незаконное использование инсайдерской информации. По его мнению, данные нормы закона сейчас не работают, поэтому нуждаются в трансформации.

"Одной из существующих проблем является наличие в законе множества так называемых мертвых норм, которые имеют крайне низкий правоприменительный потенциал, - сказал Александр Бастрыкин. - Нежелательность сохранения этих норм в таком виде в действующем уголовном законодательстве заключается в том, что они лишь создают видимость уголовно-правовой защищенности соответствующих общественных отношений, которые в действительности нисколько не защищены от посягательств".

Месяц назад в интервью "Российской газете" Бастрыкин рассказал, что, в частности, обязательным признаком состава манипулирования рынком является последствие в виде существенного отклонения цены, спроса, предложения или объема торгов финансовым инструментом от уровня, который сформировался бы без учета манипуляционных действий. Однако установить с предельной точностью параметры рынка, которые сформировались бы без указанных действий, практически невозможно. Кроме того, эти выводы все равно будут носить вероятностный характер, что недопустимо в уголовном праве. Также неясно, какой размер отклонения может носить существенный характер.

Также обязательным признаком составов рассматриваемых преступлений является крупный ущерб или излишний доход либо избежание убытков в крупном размере. Точный расчет этих показателей также не всегда возможен, так как преступления данной категории могут причинять прямо или косвенно ущерб неопределенному кругу лиц, интересы которых часто носят разнонаправленный характер. То есть ослабление рубля может соответствовать интересам одних участников рынка (играющих на повышение его курса) и не соответствовать интересам (причинять ущерб) других участников.

В связи с этим предлагается в статье 185.3 УК РФ криминообразующий размер манипулирования рынком связать не с суммой причиненного ущерба или полученного сверхдохода, а с долей (в процентном или ином выражении), на которую изменились показатели цены, спроса, предложения или объема торгов в результате неправомерного вмешательства.

Кроме того, существенное отклонение показателей цены, спроса, предложения, объема торгов и иных параметров в результате манипулирования рынком и использования инсайдерской информации уже само по себе представляет общественную опасность, так как влечет за собой причинение вреда добросовестным участникам, а в конечном счете, и потребителям.

Читайте также

Выбор читателей