"Почта России" взяла на борт банк-лоукостер

В России появилась кредитная организация, филиальная сеть которой сможет конкурировать со Сбербанком, дотянувшись практически до каждого "медвежьего угла" и каждого пенсионера

В среду, 6 апреля, в отделениях "Почты России" с помпой открылись первые 32 точки оказания услуг "Почта банка". Новое кредитное учреждение, создаваемое на базе "Лето банка" (группа ВТБ) и почтового ФГУП, предложило свои услуги жителям 20 регионов страны.

Фото:ТАСС

Уже в апреле банк планирует охватить 122 города, открыв больше 250 окон присутствия. На следующей неделе стартует крупномасштабная рекламная кампания на телевидении, лицом "Почта банка" станет актер Сергей Гармаш.

До конца года банк планирует довести число своих точек до 6 тыс., а в течение трех лет - до 20 тыс., дотянувшись практически до каждого "медвежьего угла" и составив конкуренцию самому филиальному на сегодня в стране Сбербанку. Также будет произведен ребрендинг 338 клиентских центров "Лето банка", которые станут отделениями "Почта Банка".

Эксперты не сомневаются в успехе нового банка, который получает невиданный по объему клиентский ресурс. "Людям будет удобно получать в "одном окне" почтовые и банковские услуги", - рассказал корреспонденту "Утра" аналитик "Алор Брокер" Кирилл Яковенко.

Первыми клиентами нового банка станут пенсионеры, до сих получающие пенсии наличными из рук почтальонов. Зарплатные проекты будут внедрены и для 250 тысяч работников самой "Почты России". В продуктовой линейке банка сберегательные счета, депозиты, потребительские кредиты, кредитные карты, оплата заказов в интернет-магазинах и т.д.

Стоимость услуг "Почта банка" вполне сопоставима с тарифами "Сбербанка", а в некоторых случаях даже выгоднее. К примеру кредит "Первый почтовый" выдается по ставке от 19,9% годовых, а при условии своевременного внесения платежей планка снижается до 16,9%. Та же ситуация и "Льготным" кредитом для пенсионеров.

В отдельных регионах до сих пор существует дефицит банковских услуг, и "Почта банк" способен его закрыть, заявил начальник аналитического управления банка БКФ Максим Осадчий: "Наверняка будет активизирована работа с пенсионерами, которые помимо выплаты пенсий получат доступ к вкладам и даже к кредитам под гарантию той же пенсии".

Не во всех случаях прочная связка банка с "Почтой России" сослужит ему добрую службу, предупредил зампредседателя правления "Локо-банка" Андрей Люшин. Так, первый формат присутствия кредитной организации в почтовой сети - с банковскими сотрудниками, банкоматом, с полным функционалом банковского отделения - явно будет тяготеть к крупным городам. И в конкуренции со стороны как государственных, так и коммерческих банков привязка к бренду "Почты России" может играть против нового банка. "Свою нишу "Почта банк", конечно, найдет, но говорить о конкуренции с крупнейшими игроками рынка не приходится", - сказал Люшин корреспонденту "Утра".

А вот второй и наиболее массовый формат, когда предоставлением банковских услуг будет заниматься специально обученный сотрудник почты в отдельном окне, может "сыграть" и позволит "Почта банку" добиться успеха в регионах, где конкуренция в банковском секторе не так велика. "При должном подходе, новый банк может потеснить и госбанки, и локальных игроков, - отметил банкир. - Опять же, в отдаленных регионах у "Почта банка" конкурентов и вовсе не окажется, и здесь ему придется разделить социальную ответственность с тем же Сбербанком".  

По мнению Яковенко, со временем "Почта банк" сможет заместить Сбербанк во многих российских регионах, а последний получит возможность закрыть убыточные отделения. Наличие у нового кредитного учреждения уже работающей инфраструктуры "Лето банка" - большой плюс.

Осадчий добавил, что новый банк автоматически получил доступ к весьма интересным площадям "Почты", которые находятся в выигрышных местах. "Почта России" имеет существенно больше точек продаж, чем тот же Сбербанк, - примерно 40 тысяч против 20 тысяч, так что новому банку есть из чего выбирать", - указал он.

Идея создания банка на базе почтовых отделения обсуждается уже 15 лет. Опрошенные эксперты считают, что запускать "Почта банк" надо было чуть раньше, когда спрос на банковские услуги был на подъеме.

В деле привлечения средств клиентов кредитную организацию также ожидают трудности, уверен финансовый омбудсмен Павел Медведев: "Слишком долго тянули с запуском. Людей с деньгами сейчас раз - два и обчелся. И даже если они смогут дотянуться туда, куда до сих пор не дотянулся Сбербанк, там нет работы, а соответственно, вкладчиков", - пояснил он корреспонденту "Утра".

Кстати, в самом банке реалистично смотрят на возможность получения прибыли в ближайшее время. Ранее группа ВТБ рассчитывала на положительный итог уже в первый год работы. "Финансовый результат "Почта банка" по итогам 2016 г. должен быть равен нулю", - предупреждал в январе его глава Дмитрий Руденко. Однако уже к концу 2023 г. банк планирует расширить клиентскую базу с нынешних 2 до 15 - 20 миллионов человек, нарастить кредитный портфель до 400 млрд руб., депозитный - до 600 млрд и получить прибыль в районе 20 млрд рублей.

Сама "Почта России" останется в выигрыше при любых финансовых результатах нового банка. В 2016 г. она может получить инфраструктурный платеж за использование почтовых отделений в пределах 1 млрд рублей. По словам ее руководителя Дмитрия Страшнова, запуск банка позволит предприятию заработать дополнительные средства, которые будут направлены, в том числе - на повышение зарплаты сотрудников. Работники почты вполне могут оказывать банковские услуги населению, что позволит "Почта банку" существенно сэкономить на персонале, замечает Павел Медведев.

Выбор читателей