Россия ищет место в Африке

На втором по площади после Евразии континенте реализуется уже ряд крупных проектов с участием отечественного капитала и технологий. Однако до достигнутого в советские годы уровня сотрудничества пока далеко

Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров возглавил делегацию российского бизнеса в Африку и принял участие в открытии форума "Россия и Танзания - навстречу друг другу". В своем выступлении он посетовал, что в 90-е годы РФ потеряла "черный" континент в экономическом плане, но сейчас африканский вектор обретает все более весомое место во внешнеполитической стратегии страны. Ведется работа по достижению уровня сотрудничества, который имел место во времена Советского Союза.

Российская делегация во время встречи с вице-президентом Танзании Самией Хасан Фото: Минромторг РФ

Министр напомнил, что в Африке реализуется ряд крупных проектов с участием российского капитала и технологий. Среди них - освоение второго по величине в мире месторождения платины "Дарвендейл" в Зимбабве, добыча бокситов на крупнейшем месторождении в Гвинее, алюминиевый завод в нигерийском штате Аква-Ибом, разработка уранового месторождения "Мкужу-Ривер" в Танзании.

Как рассказала корреспонденту "Утра" профессор Высшей школы экономики, африканист Ирина Филатова, в начале 2000-х годов Африка привлекла своими богатыми полезными ископаемыми такие российские компании, как "Алроса", "Евраз", "Норникель", "Русал". Кроме того, активно сотрудничает со странами континента Росвооружение, а также Росатом, который заключил крупный контракт с ЮАР. "Самые тесные отношения у России, конечно, с Южноафриканкой республикой", - подчеркнула она. 

В состав нынешней российской бизнес-миссии вошли представители крупных государственных и частных компаний различных секторов экономики, в том числе транспортного машиностроения и авиационной промышленности, энергетического машиностроения, включая Объединенную авиастроительную корпорацию, "Иркут", "Вертолеты России", Объединенную вагонную компанию, "Силовые машины". Кроме того, интерес к Африке проявили компании из агропромышленного комплекса и банковского сектора, а также инвестиционные и девелоперские. Планируется развивать и туризм.

В связи с падением цен на минералы российский бизнес сменил ориентиры в Африке, пояснила Ирина Филатова. "В частности, наша авиапромышленность давно сотрудничает со странами континента. Ангола закупает российские "МиГи", - уточнила она. - По гражданским самолетам, насколько я знаю, контрактов пока нет. Но, полагаю, несмотря на конкуренцию со стороны "Боинг" и "Эйрбас", перспективы у отечественных авиастроителей остаются. Все будет зависеть от того, какую цену они предложат".

Кроме того, по ее словам, в Африке будут востребованы российские технологии в коммуникационной и банковских сферах, которые во многих странах континента находятся в зачаточном состоянии. В свою очередь Россия, которая в условиях эмбарго на ввоз продовольствия из США и Европы активно ищет замену традиционным поставщикам, вполне может рассчитывать на импорт африканской сельскохозяйственной продукции, причем, не только фруктов и овощей. Танзания - лидер среди своих соседей по производству риса и может наладить его масштабные поставки в РФ, напомнил аналитик "Алор Брокер" Кирилл Яковенко.

Интерес к Танзании, по словам Мантурова, вызван еще и тем, что страна с населением свыше 40 млн человек входит в 20 самых быстрорастущих экономик мира и обладает высоким потенциалом для развития индустриальных и энергетических проектов. Сегодня запасы газа в Танзании ставят ее на второе место по его добыче после Мозамбика среди стран восточного побережья Африки.

"Если Россия в лице "Газпрома" обнаружит в Танзании для себя весомый интерес, то страна может получить не только дополнительное финансирование, но и адресное предложение о переориентировании экономики в сторону энергетики", - уверен Яковенко.

Африканский континент, безусловно, очень интересен для России на ближайшую перспективу как кладезь полезных ископаемых - сокровищница, которая еще до конца не разведана. В частности, Танзания и Зимбабве - это и уран, и природный газ, и платиноиды, и редкие металлы, рассказал корреспонденту "Утра" эксперт-аналитик MFX Broker Антон Краско. Однако, по его словам, надо смотреть в будущее, и с этой точки зрения закрепиться в Африке важно еще и потому, что это континент возможностей. "Ему предстоит пройти большой путь, чтобы сократить социально-экономическое отставание от других регионов планеты. Сейчас это в первую очередь ресурсы – и не только природные, но и человеческие (в Африке живет свыше миллиарда человек, и население быстро увеличивается). Почему бы не использовать дешевую рабочую силу для разворачивания в Африке различных производств, нацеленных как на экспорт, так и на огромнейший внутренний рынок? Ведь именно за счет этого Китай стал второй экономикой планеты", - напомнил он.

По словам Краско, за счет эффекта "низкой базы" в Африке легко добиться таких темпов экономического роста, которые в развитых странах просто нереальны. Если стимулировать этот рост с помощью инвестиций, в конце концов можно сформировать огромный внутренний рынок, рост которого уже будет поддерживаться не только со стороны внешнего спроса, но и со стороны внутреннего потребления. "Конечно, это работа стратегическая, нацеленная не на сиюминутный успех, а на перспективу, измеряющуюся десятилетиями. Но если Россия не возьмет в свои руки этот "ключ от будущего", то, поверьте, найдутся другие мировые игроки, которые не упустят эту возможность", - подчеркнул аналитик MFX Broker.

Один из главных внешнеполитических векторов действий России в Африке - борьба за сферы влияния с западными государствами, которые, как и мы, стараются участвовать в разработке месторождений полезных ископаемых, считает директор "Международного независимого института аграрной политики" Елена Скрынник. Однако, по ее словам, главный наш соперник сейчас - Китай, который активно продвигает свои интересы в Африке и является крупнейшим торговым партнером стран континента, инвестируя в них около $30 млрд в год. Активность в этом направлении проявляют также Индия, Япония и Южная Корея и важно создавать их действиям противовес. "Полагаю, что Россия могла бы попробовать создать на континенте зоны российско-африканского экономического сотрудничества, они бы послужили отличным дополнением проектам по добыче полезных ископаемых. Второе направление - это превентивная работа по недопущению военных событий, аналогичных египетским и сирийским, она ведется на континенте давно, со времен СССР", - отметила она.

Вместе с тем, эксперты предупреждают, что страны "черного" континента сильно различаются по своему экономическому потенциалу, а также в плане государственного устройства. "До сих пор в большинстве стран существуют проблемы с коррупцией, плохой инфраструктурой, политической нестабильностью. А к северу от Танзании действует террористическая группировка, совершившая уже несколько взрывов в городах страны", - отметила Ирина Филатова.  

Выбор читателей