Киев откорректировал гласность

Разглагольствуя о свободе слова, Украина продолжает затыкать рты российским средствам массовой информации. На сей раз санкционный кляп Незалежная приготовила для их руководителей

Новость специально для тех, кто успел с радостью понадеяться, что с уходом с политической сцены Арсения Петровича Яценюка правительство образумится и наконец-то плотно займется, к примеру, оздоровлением экономики. Куда там! И у нового кабинета задачи оказались куда более глобальными. На сайте украинского правительства 5 мая появился любопытный документ - распоряжение "О внесении предложений о применении и об отмене персональных специальных экономических и других ограничительных мер (санкций)" за № 341-р, если вдруг кто-то решит испытать сомнительное удовольствие и ознакомиться с ним максимально подробно. Мы же скажем кратко: это опять про санкции. Против России, разумеется. Хотя на сей раз и с некоторыми любопытными деталями.

Фото: Максим Никитин/ ТАСС

Бумага настоятельно рекомендует Совету национальной безопасности и обороны основательно "перетряхнуть" нынешний список персон и организаций, чье присутствие на Украине нежелательно. В частности, предполагается исключить из такового имена "рядовых" журналистов, но взамен дополнить его некоторыми фамилиями руководителями российских средств массовой информации. Имена "смертников" не разглашаются - документ имеет гриф "Для служебного пользования". Но прессе все же стало известно, что "злодеи" провинились перед Украиной тем, что управляемые ими СМИ "регулярно распространяют антиукраинскую пропаганду и подают ложную информацию о событиях на Украине".

Забавно, что проукраинским медиаресурсам это обстоятельство не помешало подать сию новость под соусом торжества демократии. Ведь, как ни крути, но введенные в сентябре 2015 года персональные санкции против "простых" журналистов теперь отменены. И даже цитируется приведенная в документе формулировка: "в связи с необходимостью соблюдения конституционного права на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений и обеспечения права на профессиональную деятельность журналиста, запретом цензуры и высказывания оценочных суждений".

Ну, конечно же, для высоких чиновников пока остающейся на привязи, но активно рвущейся в Европу Украины разговоры о ценностях свободы слова - это из серии, как принято ныне выражаться, must have, некое обязательное заклинание, в смысл которого вникать необязательно, главное, озвучивать его аккуратно, четко и с правильным британским акцентом. Авось и поможет влиться в большую европейскую семью. Вот и Петр Алексеевич Порошенко где можно и где нельзя не устает повторять, что лично для него свобода прессы является "абсолютной ценностью". Более того, Петр Алексеевич "на многое готов, чтобы сберечь свободу слова и демократию в стране".

Наверное, об этом мог бы многое сказать некогда обласканный "революционерами достоинства" Савик Шустер. Мог ли он еще какие-нибудь пару месяцев назад предположить, что пусть и ненадолго, но окажется "собратом по несчастью" гендиректора российского международного агентства "Россия сегодня" Дмитрия Киселева, главного редактора газеты "Взгляд" Алексея Шаравского, президента медиахолдинга "Звезда" Алексея Пиманова и прочих "нерукопожатных", которые своей работой мешают Незалежной чувствовать себя Европой? Вышеназванные медиаменеджеры уже находятся в том самом сентябрьском санкционном списке, и, судя по всему, новое распоряжение их как руководителей точно не касается.

Но многих ли вообще коснется? Пустят ли, к примеру, снова на территорию Украины корреспондента ВГТРК Дарью Григорову, которую не так давно власти страны, где президент готов жизнь отдать за свободу слова, выдворили, закрыв въезд сроком на пять лет?

Конечно, не видя списка "амнистированных", трудно гадать, но уж наверняка полной грудью смогут вдохнуть те служители пера и микрофона, которые некогда посмели смутить Киев въедливыми репортажами и заметками, но при этом являются сотрудниками в целом "правильных" или "нейтральных" российских СМИ. С кем не бывает? В панике чего и кого только не запретишь, но никогда ведь не поздно исправить ошибку.

Помнится, тогда же, в сентябре прошлого года лично Петру Порошенко пришлось экстренно исправлять большую неловкость: в обнародованном списке невъездных журналистов нежданно-негаданно вдруг оказались сотрудники аж Би-би-си. Руководство корпорации молчать не стало, назвав санкции украинских властей против своих журналистов "постыдным нападением на свободу слова". Вслед за ними обеспокоенность выразила и Еврокомиссия. И занавес в светлое европейское завтра вдруг начал, громыхая, опускаться.

Замешкайся тогда Петр Алексеевич, не подсуетись он вовремя, случилось бы страшное. А так - в "ручном" режиме распорядился фамилии иностранцев из списка изъять. Ведь эти иностранцы, они какие надо иностранцы. Хоть, сукины дети, тоже лезут не в свое дело.

Но за руководителей крупных российских "пропагандистских" СМИ еврокомиссары вряд ли вступятся. И даже Би-би-си, скорее всего, промолчит. Вроде как, и не журналисты же - функционеры, чиновники от журналистики. Прямого покушения на ту самую свободу слова вроде бы и нет, а в тонкости вникать недосуг. Более того, из кулуаров украинского кабмина уже просочилась информация, что Киев намерен поставить перед "компетентными органами" Евросоюза и перед США вопрос о введении аналогичных ограничений для "генералов пропаганды".

Далее читайте на "Русской планете".

Выбор читателей