Бизнес ищет защиты в Кремле

Минувший год стал для российских предпринимателей одним из самых тяжелых. Лидер Партии роста и бизнес-омбудсмен Борис Титов пожаловался президенту на гнет чиновников и правоохранителей

Российский бизнес-омбудсмен Борис Титов направил президенту Владимиру Путину ежегодный доклад о состоянии бизнес-климата в стране, и картина, описанная защитником прав предпринимателей, далеко не радужная. В Кремле пообещали внимательно проанализировать документ, тем более что, как заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, изложенная в нем информация в ряде случаев противоречит тому, о чем говорили на встречах с Владимиром Путиным представители Торгово-промышленной палаты, Российского союза промышленников и предпринимателей и других бизнес-организаций. Важно понять, какая информация больше соответствует действительности, пояснил Песков.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов. Фото: ТАСС

В своем докладе бизнес-омбудсмен указывает, что 2015 г. стал для российского бизнеса самым тяжелым за последние четыре года.

В частности, количество случаев уголовного преследования предпринимателей, неуклонно снижавшееся с 2008 г. - с момента проведенной Дмитрием Медведевым гуманизации Уголовного кодекса РФ, в прошлом году выросло сразу на 20 процентов. При этом для подозреваемых в совершении экономических преступлений все чаще избираются меры пресечения, связанные с лишением свободы, - помещение в СИЗО и домашний арест. Несмотря на многочисленные поручения президента и правительства по изменению уголовного законодательства, ситуация ухудшается, сетует Титов.

Исправлять ситуацию он предлагает внесением пакета поправок в Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Уровень давления на бизнес, по его мнению, удастся снизить, изменив систему дознания и предварительного следствия, передав расследование всех преступлений по экономическим статьям в один правоохранительный орган - сегодня их ведут и МВД, и Следственный комитет, и ФСБ. А возбуждать уголовные дела в отношении предпринимателей предложено только с санкции прокурора или главы следственного органа.

Также Титов считает необходимым жестко ограничить активность разного рода проверяющих. Как говорится в докладе, в результате западных санкций и ответных российских мер выросли затраты производителей, а вслед за этим подскочили цены на потребительские товары, разгоняя инфляцию. Это стало сигналом для контрольных органов - по торговым предприятиям покатилась волна проверок, причем большинство этих контролеров мотивировано находить как можно больше нарушений и выписывать штрафы. Сокращение числа таких ревизий позволит снизить непроизводственные затраты торгового бизнеса на всевозможные административные и коррупционные поборы, отмечается в докладе.

Омбудсмен верно обозначает проблемы и векторы развития как со стороны государственных органов, так и со стороны самого бизнес-сообщества, заявил корреспонденту "Утра" первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал. "Разного рода проверки действительно создают проблему для малого и среднего предпринимательства, и ранее успех, достигнутый в направлении снижения административного контроля, нужно закреплять", - подчеркнул он.

Среди других предложений Титова - необходимость обезопасить предпринимателей от отзыва лицензий у банков. По мнению бизнес-омбудсмена, система страхования вкладов должна быть распространена на денежные средства юридических лиц, относящихся к категории малого и микробизнеса, в пределах до 5 млн рублей. Сейчас государство компенсирует до 1,4 млн рублей только физическим лицам - вкладчикам лопнувших банков, а предприниматели практически не имеют перспективы вернуть свои деньги, поскольку оказываются в длинном списке кредиторов "третьей очереди".

Не устраивает бизнес и порядок проводимой в стране амнистии капиталов, позволяющей владельцам зарубежного имущества и банковских вкладов избежать административной и налоговой ответственности за сокрытие имущества в том случае, если они его легализуют. Бизнесмены возвращают выведенные за рубеж капиталы, и их объем был бы больше, если бы не одно "но" - как утверждает Титов, сейчас доступ к информации, содержащейся в специальной декларации, практически не ограничен, поскольку законом этот вопрос не урегулирован. Поэтому в докладе предлагается либо запретить ее использование без заявления самого декларанта, либо предусмотреть передачу этих данных только в его присутствии.

Также бизнес-омбудсмен указывает, что закон освобождает от уголовной или административной ответственности только самих декларантов, но в случае, если источником приобретения задекларированных объектов имущества выступает юрлицо, на него подобные гарантии не распространяются. Если устранить и эту "помеху", то результаты амнистии капиталов будут более впечатляющими.

Кроме того, от налоговой ответственности фактически освобождаются только те, кто совершил налоговые правонарушения в фискальный период до 2013 года. Но поскольку налоговый период по НДФЛ (налогу на доходы физлиц) ограничен календарным годом, а срок подачи деклараций и, соответственно, его уплаты наступает лишь в следующем году, то и датой совершения правонарушения в виде занижения суммы налога нужно считать год, следующий за налоговым периодом. Это несоответствие в законе также нужно устранить, говорится в документе, подготовленном бизнес-омбудсменом.

Не обойдена вниманием в докладе и вызвавшая массовые протесты перевозчиков система "Платон". Титов указывает, что ее введение с 15 ноября 2015 г. стало тяжелой нагрузкой для бизнеса и привело к увеличению розничных цен в среднем на 2-5 процентов. Объемы грузоперевозок упали на 30-40%, а тарифы, напротив, выросли примерно на 30%, подскочила и средняя стоимость одного километра пробега на 6-15%, отмечается в документе. Поэтому представители бизнеса просят ввести мораторий на штрафы для пользователей системы на период ее тестирования, не допустить распространения "Платона" на дороги регионального значения и сохранить действующий тариф в размере 1,53 руб. не до осени 2016 г., а до 1 января 2019 года.

Как сообщил корреспонденту "Утра" гендиректор компании "Мани Фанни" Александр Шустов, кризисные периоды в экономике традиционно обостряют проблемы во всех ее секторах, в первую очередь из-за роста ужесточения контроля над доходами предпринимателей со стороны государства. Поэтому, по его словам, неудивительно, что госнадзор среди ключевых проблем, выделенных омбудсменом. То есть налоговая сфера, проверки контролирующих органов (штрафы для бизнеса также важная часть бюджетных поступлений), рост тарифов и сборов, увеличение расходов за пользование транспортной инфраструктурой - то есть за всем тем, что обеспечивает доходы госбюджета. "В данной ситуации необходим некий баланс, который бы учитывал как интересы государства, так и бизнеса. Однако его достижение в период адаптации к новым реалиям ведения экономической деятельности крайне затруднено", - считает он.

Государство на фоне снижения доходов от нефтегазового экспорта активно ищет новые способы восполнения бюджетного дефицита, а бизнес - новые ниши и векторы роста в условиях падения потребительского спроса. "Это, безусловно, крайне болезненные процессы, что и вызывает напряжение в бизнес-сообществе", - отметил Шустов.

Эксперт считает, что выполнить все требования бизнеса невозможно, но, например, число внеплановых проверок контролирующими органами действительно может быть снижено, тем более что эта тема в последние месяцы всплывает все чаще. А вот страхование вкладов бизнеса, по словам гендиректора "Мани Фанни", остается достаточно щекотливой темой, учитывая состояние банковской системы и нагрузку на ЦБ и Агентство по страхованию вкладов в связи с исполнением обязательств перед частными вкладчиками банков. Впрочем, Шустов не исключил, что к этой теме власти все-таки вернутся, особенно в случае, если получит дальнейший ход тема принудительного привлечения средств кредиторов третьей очереди (а именно к ним чаще всего относят предпринимателей) к спасению проблемных банков.

"В остальном, скорее всего, как минимум в ближайшие полтора года государству и бизнесу придется искать баланс в защите собственных интересов и идти на взаимные уступки", - считает Шустов.

Для государства ключевая задача сейчас - не дать вырасти инфляции и как-то продержаться до повышения цен на нефть, не дать вырасти бюджетному дефициту, отметил Сигал. "Поэтому доклад Титова нужен скорее для соблюдения протокола и информирования, в то время как в реальности растет налоговая нагрузка, отменяются льготы и через это спасается бюджет. Этот процесс будет продолжаться еще год-два до изменения внешнеэкономических параметров, таких как цена нефти", - прогнозирует он.

Выбор читателей