Китай обсудил с США валютные войны

Стратегический диалог Пекина и Вашингтона создал основу для взаимовыгодного экономического сотрудничества, но не сблизил позиции стран в военной сфере. Территориальные претензии КНР вызывают у Пентагона раздражение

Пекин и Вашингтон продолжат работу над денуклеаризацией Корейского полуострова, будут совместно бороться с голодом и международной коррупцией. Кроме того, КНР создаст привилегированные условия для инвесторов из Соединенных Штатов. Об этом представители двух стран договорились в ходе очередного раунда стратегического и экономического диалога, который завершился в китайской столице.

Лю Яньдун и Джон Керри на посещении выставки в Пекине. Фото: Дин Хайтао/ Zuma/ ТАСС

США и Китай являются крупнейшими мировыми экономиками. Их взаимоотношения строятся на принципах довольно жесткого соперничества. При этом раз в год, в начале лета, обе страны проводят переговоры с участием представителей их высшего руководства, чтобы договориться о принципах дальнейшего взаимодействия.

В рамках китайско-американских встреч 6-7 июня прошли восьмой раунд стратегического и экономического диалога и седьмой раунд программы консультаций на высшем уровне по вопросам международного обмена. В коммюнике, выпущенном по итогам мероприятия, содержатся достаточно общие фразы. Стороны договорились продвигать реализацию соглашения по изменению климата, укреплять сотрудничество по вопросам стратегической безопасности, вместе реагировать на гуманитарные проблемы, углублять сотрудничество в сфере обеспечения пищевой безопасности и устойчивого развития, а также бороться с международной коррупцией.

Обращает на себя внимание, что заглавной темой диалога стала ситуация в Северной Корее. Сверхдержавы обязались продолжить работу по денуклеаризации Корейского полуострова и исполнению резолюции 2270 Совета безопасности ООН в отношении КНДР. Этот документ, принятый 2 марта нынешнего года, запрещает поставки в Северную Корею авиационного и ракетного топлива и всех обычных вооружений, а также значительно ограничивает экспорт из страны угля, железа, золота, титана и редких природных минералов.

Госсекретарь США Джон Керри на церемонии закрытия диалога заявил, что Вашингтон и Пекин "никогда не примут КНДР в качестве ядерной державы". В свою очередь, член Госсовета КНР Ян Цзечи отметил, что Китай "призывает все соответствующие стороны работать друг с другом, чтобы создать условия для скорейшего возобновления шестисторонних переговоров (по северокорейской проблеме)".

Однако куда более важным для обеих стран представляется блок экономических договоренностей, достигнутых в ходе пекинской серии встреч. Так, стороны пришли к соглашению, что американские банки будут проводить расчеты в юанях. Кроме того, участники переговоров договорились не заниматься "войной девальваций", чтобы делать свой экспорт конкурентоспособнее. Китай также обещал сократить выпуск стали, наводняющей американские рынки. Наиболее неожиданным соглашением стало обещание китайских властей предоставить американским инвесторам устойчивую квоту размером 250 млрд юаней ($38 млрд) для покупки акций на своих биржах.

Квота будет предоставлена в рамках китайской государственной программы квалифицированных иностранных институциональных инвесторов (Qualified Foreign Institutional Investors, QFII), которая реализуется с 2002 года. Эта программа впервые в истории позволила иностранцам покупать акции на внутреннем рынке Китая. Никаких подробностей о новом формате сотрудничества заместитель управляющего Народным банком Китая И Ган не привел. По мнению аналитиков, квотирование инвестиций носит символический характер, однако новость вызвала настоящее воодушевление у инвесторов.

Гостеприимное предложение финансовых властей КНР стало достаточно сенсационным на фоне прозвучавших в последние дни заявлений со стороны американских и европейских официальных лиц о том, что отношение Китая к иностранному бизнесу становится все более враждебным. Министр финансов США Джек Лью отметил, что транснациональные корпорации чувствуют себя на китайском рынке все более нежелательными, поскольку они сталкиваются с более сложной нормативно-правовой базой. Председатель Европейской торговой палаты Йорг Вуттке в то же время отметил, что власти Поднебесной ранее говорили о реформах, которые должны заложить основу для конкурентных рынков, но не выполнили своего обещания. Число европейских компаний, которые собираются расширить свое присутствие в Китае, за три года сократилось с 86% до 47%. Однако готовность Китая принять у себя иностранных инвесторов должна снизить накопившееся напряжение.

В то же время у двух стран остаются разногласия в военной сфере. Соединенные Штаты предостерегают Китай от создания опознавательной зоны противовоздушной обороны в Южно-Китайском море. Такой шаг будет расцениваться Вашингтоном как "провокационный и дестабилизирующий". По мнению американской стороны, действия Пекина обостряют территориальный спор. В итоге это может привести к росту напряженности и изоляции Китая.

Тревожным сигналом для Китая должно стать укрепление американо-индийских отношений. Премьер-министр Индии Нарендра Моди на днях посетил Вашингтон и встретился с Бараком Обамой, а также с главой Пентагона Эштоном Картером. В прошлом году стороны подписали рамочное соглашение по активизации военного сотрудничества. В ходе нынешнего визита Моди оборонное взаимодействие также обсуждалось. Этот фактор, безусловно, будет использоваться Вашингтоном для острастки Пекина.

Тем не менее общая тональность китайско-американских переговоров получилась мажорной. "Китаю и США необходимо укрепить сотрудничество в АТР. Огромное пространство АТР должно стать ареной для инклюзивного сотрудничества, а не ареной для соперничества и конкуренции между Китаем и США", - заявил в ходе одной из официальных церемоний председатель КНР Си Цзиньпин.

Его визави, Джон Керри, признал, что между странами по-прежнему остаются разногласия (в частности, США недовольны усилившимся давлением на китайские НКО со стороны властей), однако их значительно меньше, чем возможностей для сотрудничества. "Я считаю эти два дня крайне конструктивными. Я думаю, что это был самый продуктивный из четырех китайско-американских экономических и стратегических диалогов, в которых я принимал участие", - подчеркнул глава американской дипломатии. 

Выбор читателей