Экономику подстегнут увольнениями

Чиновники предлагают стимулировать россиян к поиску лучшей доли, упростив процедуру сокращения штатов и расширив практику срочных трудовых контрактов. При этом больше рабочих мест в экономике не появится

Министр экономического развития Алексей Улюкаев предлагает ряд мер по повышению гибкости трудового законодательства для стимулирования роста экономики, в том числе упрощение процедур увольнения работников. По его словам, существующий уровень безработицы в 5,5% хотя и близок к естественному для нашей страны, его необходимо снизить до 4-4,5%, чтобы стимулировать экономический рост. "Решается эта задача, прежде всего, путем повышения гибкости рынка труда", - отметил министр.

Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев. Фото: Михаил Джапаридзе/ ТАСС

Запустить активный процесс трудовой миграции, по мнению Улюкаева, позволят такие стимулы, как облегчение доступа к социальным услугам и детским садам при смене места жительства, развитие рынка арендного жилья, создание условий при переезде россиян к новому месту работы.

Для того чтобы подстегнуть внутреннюю трудовую миграцию, министр предлагает весьма парадоксальным образом изменить трудовое законодательство. А именно: расширить практику заключения срочных трудовых договоров, упростить процедуру увольнения, в том числе по инициативе работодателя. "Необходимы проведение активной политики занятости и совершенствование механизма трудовой миграции", - заявил Улюкаев.

"Но в основе такой политики, прежде всего, должно быть создание новых рабочих мест. Если этого нет, говорить о стимулировании трудовой миграции не очень обосновано", - считает профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Александр Щербаков.

Что касается предложений по повышению прав работодателей на увольнение работников, это, разумеется, предпосылка к увеличению безработицы, а не к ее сокращению, уверен эксперт. "Здесь и дискутировать не о чем", - заявляет ученый.

По данным Росстата, численность безработных в России в апреле 2016 г. составила 5,9% экономически активного населения - 4,5 миллиона человек. И хотя далеко не все из них - меньше миллиона - зарегистрированы в службе занятости, Минтруда намерено сэкономить и на них. В частности, предлагается выплачивать пособие только тем, кто зарегистрировался в качестве безработного в течение года после потери работы, а также сократить сроки выплат в два раза.

Российские профсоюзы хорошо знакомы с радикальными предложениями экономического блока правительства, рассказал корреспонденту "Утра" президент Конфедерации труда России, член Европейского суда по правам человека Борис Кравченко. "Эта риторика сопровождает любое предложение по либерализации трудового законодательства", - подчеркнул он и заверил, что у этих новаций нет никаких перспектив на реализацию, они не пройдут через трехстороннюю комиссию по регулированию социально-трудовых отношений.

"Мы считаем, что уже существуют избыточные возможности по увольнению работников по целому ряду статей и оснований. Цель предложений, озвученных Улюкаевым, - развязать руки работодателям на фоне неблагоприятных тенденций в национальной экономике", - добавил Кравченко.

Но нет никаких оснований менять действующее трудовое законодательство, уверен президент Конфедерации труда России. Тем более что это приведет к плачевному результату - росту безработицы, снижению доходов, падению реальной покупательской способности заработной платы, а значит, к дальнейшему стагнированию покупательского спроса и схлопыванию рынка. "Мы считаем, что это лучший способ быстрее погрузить российскую экономику в ад", - отметил он.

По словам Кравченко, вектор в государственной политике занятости должен быть прямо противоположным. "Нужно изменять политику доходов, кардинально повышать заработную плату и социальные выплаты для стимулирования покупательского спроса и выхода национальной экономики из кризиса", - заявил он. 

Эксперты указывают, что создавать условия для переезда трудовым мигрантам в нынешней ситуации бессмысленно. Дело в том, что в кризис мобильность граждан, в том числе в поисках работы, падает, поскольку растут издержки. "Приезжим надо снимать квартиру или комнату, платить за все. В результате жизнь в чужом городе обходится дороже", - пояснила ведущий научный сотрудник Института социального анализа и прогнозирования РАНХиГС Юлия Флоринская.

К тому же сегодня не так много регионов готовы обеспечить рабочими местами для трудовых мигрантов - занятость и зарплаты сокращаются повсеместно. Кроме Москвы и Санкт-Петербурга, пригодными для десанта ищущих работу кочевников, по сути, остаются только Дальний Восток и Ханты-Мансийский автономный округ, полагают эксперты. 

Выбор читателей