Надежда на отпуск потеряна

Проведут свой отпуск дома 41% россиян , так как на поездки нет денег. При этом 48% россиян уверены, что в будущем настанут еще более тяжёлые времена и денег станет еще меньше

Впереди почти все лето, и времени на то, чтобы спланировать отпускную поездку и осуществить ее, более чем достаточно. Но туристическим фирмам не стоит ждать былого притока клиентов, потому что в этом году многие наши соотечественники останутся дома.

Фото: Артем Геодакян/ ТАСС

Настроениями жителей страны в традиционный курортный сезон заинтересовался исследовательский центр портала Superjob. Для наглядности эксперты сравнили некоторые результаты с теми, что были получены в 2010 году.

Итак, шесть лет назад то, что отпуск придется провести на диване (или, как вариант, на дачном участке), признали 24% россиян. За минувшее время их число выросло едва ли не вдвое - до 41%. И этому есть очень простое объяснение. Все в том же 2010 г. средний россиянин был готов потратить на неделю своего отпуска 18 900 рублей. В этом году показатель дорос до 23 400 рублей. Легко подсчитать, что прибавка к бюджету на отдых составила около 24%.

Будь цены в России достаточно стабильными, рост доходов помог бы жителям страны активнее покидать малую родину во время отпусков и отправляться за новыми впечатлениями. Но цены в России за те же шесть лет выросли более чем на 60%, по данным Superjob. Говорить о прибавке отпускного бюджета уже не приходится. Те 23 400 руб., которые сегодня готов потратить житель нашей страны, меньше 18 900 руб., закладывавшихся на отпуск в 2010 году.

Конечно, кто-то может сказать, что эти показатели - средняя температура по больнице. И если жители регионов (в особенности небольших населенных пунктов) вынуждены ограничивать себя в очень многом, то жители городов-миллионников, наверное, ни в чем себе не отказывают. На самом деле, как показывают результаты соцопроса, все совсем не так.

Да, сумма, которую готов потратить на неделю отпуска москвич, выше той, что готов выложить на отдых петербуржец: 28 700 против 24 800 рублей. А в регионах, действительно, готовы потратить и того меньше - 22 500 рублей. Если сравнить эти показатели, то выходит, что в Москве отпускной бюджет на 16% выше питерского и на 27% - регионального.

Но чтобы как следует оценить эти показатели, надо учесть еще одно, а именно месячный среднедушевой доход по стране. В 2010 г. он был равен той сумме, которую россияне были готовы потратить на неделю отпуска: 18 958 рублей. А в наши дни этот показатель достиг 30 514 рублей.

Отсюда следует очень простой вывод: даже в Москве и Санкт-Петербурге люди вынуждены ужиматься, закладывая на отпуск сумму, уже не достигающую месячного среднедушевого дохода. Высокие цены "наказали" всех в России без исключения, будь они жители крупных городов или же глубинки.

И потому совершенно логичным видится распределение "отказников от отпуска" в зависимости от места проживания. Так вот, в регионах поставили крест на мечте отдохнуть на курорте (на турбазе, в доме отдыха и так далее) 42% опрошенных. В Петербурге - 39%. В Москве - 34%. Да, разница есть, но назвать ее выдающейся вряд ли получится. Между столицей России и регионами - 8%. А Питер так и вовсе всего на 3% отстал от глубинки.

Причина чуть большего благополучия крупных городов видится в первую очередь не в более высоких зарплатах (жизнь в миллионниках тоже гораздо дороже), а в том, что у их жителей больше возможности найти подработку в дополнение к основному месту труда. Высокое проникновение информационных технологий в жизнь людей помогает им работать удаленно, не приходя в офис. И да, таким образом доходы получается поднять, но какой ценой? Ценой тотальной занятости материальным обеспечением. Если человек живет один, это его личное дело, на что тратить свое время. Совсем иная ситуация - в семьях с детьми (а именно там чаще всего очень перерабатывают, чтобы положить в общий бюджет дополнительные деньги). Ради финансового благополучия приходится жертвовать общением с домашними - временем, которое можно было бы посвятить родным людям.

И все равно результаты опроса показывают, что и этих усилий оказывается недостаточно. Среди опрошенных семей с детьми 43% не поедут в отпуск этим летом (выше, чем средний 41% в целом). Среди семей без детей без желанного отдыха останутся 36%.

Собственно говоря, один этот опрос уже дает возможность представить себе возможные настроения россиян в связи с экономической ситуацией в стране. Но куда более наглядно это получится сделать, если обратиться к результатам еще одного опроса, проведенного Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ), который представил обновление регулярного мониторинга: какой люди видят ситуацию в стране и чего ждут от будущего.

У материала, опубликованного на сайте организации, заголовок говорит сам за себя: "Социальные настроения россиян: "на дне".

Давайте посмотрим, что за ним стоит. Относительно текущей ситуации в стране ответы "Все отлично" и "Все хорошо" дали 12% опрошенных. А ответы "Все плохо" и "Все ужасно" - 24%, то есть в два раза больше. Между этими полюсами находится большинство участников опроса, которые считают, что в России "Все нормально" - таковых 59%. Вроде бы много, но год назад их было 68%, а в марте этого года - 63%. И эта цифра находит свое объяснение в ответах россиян на следующий вопрос, который им задал ВЦИОМ, - он касался прогнозов на будущее.

Так вот, всего 19% опрошенных считают, что тяжелые времена позади, 23% думают, что "дна" они достигли именно сейчас, а 48% - что самое жесткое падение еще только ждет впереди. Итог ответов на этот вопрос подводит так называемый индекс социальных ожиданий. По методике ВЦИОМа, он может иметь значение от -100" (люди считают, что впереди - полный конец света) до "+100" (люди считают, что впереди ждут времена молочных рек и кисельных берегов). Сейчас индекс равняется "-52".

Цифры говорят сами за себя. Да, это несколько лучше, чем в первом квартале года (-64, -64, -59 по месяцам), но в июне 2014 г. индекс равнялся "-3", а в июне 2015-го он составлял "-42".

В самом ВЦИОМе руководитель проектов Управления мониторинговых и электоральных исследований Михаил Мамонов так комментирует итоги опроса: "Негативная тенденция по большинству показателей приостановилась. Можно говорить об определенной стабилизации оценки ситуации. Причин несколько. Прежде всего, происходит рутинизация восприятия кризиса. Эмоциональность оценки произошедших негативных социально-экономических изменений ослабевает. Массовые страхи (рост безработицы и т.д.), к счастью, не реализовались, и население в целом адаптировалось к кризисному состоянию экономики. Отсутствие негативной динамики ситуации, адаптация к новым условиям - ключевые факторы стабилизации показателей. Влияние на формирование оценок оказывает и сезонный фактор. Весной социальное самочувствие населения традиционно улучшается".

Тут можно немного поспорить. Как известно, у россиян есть давняя традиция: сверять положение дел в личной жизни и в стране с двумя показателями - курсом доллара и ценами на нефть. А динамика этих величин является оракулом, которому многие люди верят едва ли не безоговорочно. Если вспомнить, что творилось с курсами валют и ценой на нефть в первом квартале текущего года (и как изменилась ситуация к нынешнему дню), то появляется еще одно объяснение приостановке негативной тенденции, о которой говорит Мамонов.

Зимой нефть падала много ниже $30 за баррель, а доллар, напротив, взлетал до показателей, которые еще даже осенью 2015 г. российские власти не считали вероятными. Простые россияне, глядя на все это, ждали конца света. Весной положение дел с их излюбленными показателями стало выправляться, и это помогло людям увидеть в черноте грядущего немного серых красок. И да, само наступление весны тоже повлияло на настроение опрошенных.

Вот только год назад складывалась похожая картина: зимой доллар бил рекорды, к весне заметно подешевел, а летом начал отвоевывать утраченные позиции и готовиться к штурму новых высот. Тогда как нефть медленно, но верно стала сползать к очередным минимумам.

Так что вряд ли стоит расценивать результаты опроса как разворот к лучшим временам. Собственно, этого не делают и в самом ВЦИОМе.

Выбор читателей