Дружба с Западом вредит России

Угодничество, к которому призывают записные отечественные либералы, подобные экс-министру финансов Алексею Кудрину, не принесет стране дивидендов и не приведет к техническому прорыву

Противостояние России и Запада, несмотря на сделанные в последнее время небольшие шаги навстречу друг другу, не ослабевает. Заслуги Москвы в этом нет - она лишь делает ответные ходы. При этом, как заявил на Петербургском международном экономическом форуме президент РФ Владимир Путин, "не хотелось бы так думать, что мы переходим к какой-то холодной войне. И уверен, этого никто не хочет. Мы точно этого не хотим". Еще ранее глава государства говорил о том, что "пусть страна в чем-то отстала, но у нее тысячелетняя история, Россия не станет торговать суверенитетом". Но есть в нашей стране и те, кто призывает пойти на уступки Западу. Один из них - экс-министр финансов, а ныне председатель совета Центра стратегических разработок Алексей Кудрин.

Фото: сайт Алексея Кудрина

Его недавнее предложение "снизить геополитическую напряженность" ради сокращения отставания в экономике и технологиях вызвало широкую дискуссию в обществе. О том, к чему в очередной раз приведет такая позиция, "Утру" рассказал независимый военный эксперт Алексей Леонков.

Алексей Петрович, как Вы отнеслись к недавнему громкому заявлению Алексея Кудрина о необходимости снижении ради экономики "геополитической напряженности с Западом"? 

- Я абсолютно согласен с нашим президентом, что мы не "должны торговать суверенитетом". Давайте вспомним, кто такой Кудрин. Алексей Кудрин, будучи во власти, едва не привел страну к экономическому коллапсу. Сейчас он является представителем переговорной группы, которая разговаривает с нашей страной на языке ультиматумов. "Вы откажитесь от Крыма, прекратите операцию в Сирии, а мы Вам "сникерсы" и "марсы" - примерно так звучат эти предложения. С 2008 года мы живем в условиях постоянного прессинга, который с каждым днем только усиливается. Мы вынуждены обороняться. Реформа армии, оборонной промышленности привели к тому, что для многих было открытием во время операции в Сирии, что наши войска, оказывается, способны решать сложные задачи в кратчайшие сроки.

Многие эксперты, к примеру, называют это попыткой либеральных политиков примириться с западными партнерами за счет России, Вы с этим согласны?

- Наши уступки Западу всегда заканчивались плохо. Достаточно проследить основные события истории контактов нашей страны с американцами. Например, период НЭП. Вся промышленность оказалась подмята под США. Зерно собирали с полей, загружали в корабли, они даже не отплывали в США, так как мы вновь у них закупали его за золото. Вспомним также американский ленд-лиз во время Второй мировой войны. Американцы "в лизинг" поставляли нам военную технику, оружие, снаряжение, боеприпасы, а также стратегическое сырье. Об этом факте редко кто пишет, но это так. После войны нам пришлось все им вернуть, хотя по закону о ленд-лизе "поставленные материалы (машины, различная военная техника, оружие, сырье, другие предметы), уничтоженные, утраченные и использованные во время войны, не подлежат оплате". Вот такая странная у нас была "дружба". С 1946 г. мы стали для них врагами. Потом был Карибский кризис. Во время "оттепели" мы получили не только ущерб от внедрения кукурузы повсеместно, но новомодные увлечения молодежной культуры - либеральные ценности. Через 20 лет именно либералы начали расшатывать нашу страну и, наконец, расшатали. При Ельцине в правительстве было 2,5 тысячи американских советников, которые учили, как надо жить нашей стране. Последствия опрометчивых и непродуманных реформ, погубивших целые отрасли промышленности, мы видим до сих пор.

А как же утверждение Алексея Кудрина о том, что это поможет привлечь иностранные инвестиции и встроить нашу страну в международные технологические цепочки?

- О каких технологических цепочках идет речь? Я хочу в качестве примера отметить тот факт, что долгое время американцы не умели строить даже космические орбитальные станции. Все их запуски космических аппаратов завершились неудачно. Проект по постройке МКС удалось реализовать только при нашем участии. Да и то после этого мы остались должны баснословные средства США. И кто главный в итоге на МКС? Конечно же, американцы.

После развала СССР у нас не было денежных средств для дальнейшего освоения космоса, но интеллектуально мы были всегда на высоте. Так, нами разрабатывалась многоцелевая авиационная космическая система - МАКС, были интересные проекты по оружию в космосе.

В 1980-х годах знаменитый конструктор Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский из НПО "Молния" разрабатывал параллельно с "Бураном" его уменьшенный вариант - МАКС. Основным назначением этой многоцелевой авиационной космической системы была доставка грузов и экипажей на орбиту, в том числе на орбитальные станции. Этот проект воплотил в себе все лучшее, что было сделано ранее. Был разработан совершеннейший орбитальный самолет, назывался он "Молния-1", который поднимался в космос благодаря самолету-разгонщику АН-225 "Мрия". Самолет поднимался на высоту порядка 17 км, делал воздушный маневр под названием "горка" (когда самолет резко начинает пикировать). Перед пикированием происходила отцепка, расстыковка, и МАКС уходил на орбиту, а "Мрия" возвращалась на взлетно-посадочную полосу. МАКС мог находиться в космосе до месяца. МАКС должен был использоваться (в том числе оперативно ввиду отсутствия привязки к космодрому и возможности запусков в разных направлениях) для аварийного спасения экипажей космических объектов, для ремонтно-аварийно-технических работ, научных экспериментов, организации производств и строительства на орбите, в гражданских и военных целях для наземной разведки, экологического и космического контроля. Этот перспективнейший проект в 1980-х годах остался невостребованным из-за отсутствия финансирования. После смерти конструктора предприятие стали банкротить. Стала исчезать документация, кабинеты опечатывались, изымалось оборудование, до 2005 года эти странные процессы продолжались.

И что же случилось дальше?

- Эти уникальные и перспективные разработки каким-то образом попали в руки к американцам. Это позволило им на основании наших технологий совершить настоящий прорыв. О последствиях судите сами: 22 апреля 2010 г. ракета-носитель "Атлас-5" стартовала с площадки SLC-41, базы ВВС США на мысе Канаверал. Она доставила на околоземную орбиту маленький аппарат, по своим очертаниям напоминавший беспилотный вариант АКС из нашей программы МАКС. Этот новый искусственный спутник земли носил название Х-37В. Проведя на околоземной орбите свыше 250 суток, 3 декабря 2010 г. ночью беспилотник приземлился на ВПП базы ВВС США Вандерберг. Правда, нельзя сказать, что приземление было удачным, потому что при посадке у Х-37В подломилась передняя стойка шасси. После такого "успеха" самолетик совершил еще два полета. Сейчас он совершает свой четвертый продолжительный полет. В ходе первого испытания военные проверили жаростойкое покрытие корпуса аппарата, а также его управляемость при полете на гиперзвуковой скорости.

Для чего США и Пентагону нужен такой аппарат?

- В документе "Национальная космическая политика США" 2006 г. говорится о некоем космическом аппарате, предназначенном для обкатки технологий будущего космического перехватчика, позволяющего инспектировать чужие космические объекты и, если нужно, выводить их из строя кинетическим воздействием. Военные астронавты США, успешно выполняющие задачи по гиперзвуку и перехвату, наверное, отрабатывают и другие задачи. Например, разведки - в январе 2012 г. английский портал The Register высказывал предположение, что находившийся на орбите с 5 марта 2011 г. X-37B следил за китайским модулем "Тяньгун-1" (первый модуль китайской орбитальной станции). Если есть разведка, то и до целеуказания один шаг - всего-то нужно наладить надежный и быстрый канал передачи данных, и такие мобильные комплексы с МБР "Ярс" и "Тополь-М" станут уязвимыми для зорких глаз Х-37В и крылатых ракет, подлетающих в режиме отключенных РЛС. Еще одной замечательной характеристикой летающего на орбите Х-37В является масса выводимой полезной нагрузки - 900 кг (для сравнения, у пилотируемого АКС МАКС она равна 1300 кг, у беспилотного варианта - 10 000 килограммов). Это может быть не только разведывательная аппаратура, но и ракета класса "космос - земля". Так что пара Х-37В (разведчик и космический ракетоносец), находящиеся на боевом дежурстве в космосе, могут стать тем самым орудием мгновенного глобального удара (инициатива армии США по разработке системы, позволяющей нанести высокоточный удар обычным (неядерным) вооружением по любой точке планеты в течение 1 часа), который на гиперзвуке передаст неожиданный "привет" с орбиты.

Интересно, а какие еще технологии были "позаимствованы" у нас? 

Проект Х-37В - это только полбеды. Предположительно, проект МАКС имел существенное влияние на программу Dream-Chaser (поразительно похожий на наш "Бор-4") с ракетой-носителем "Атлас-5", и на самолет-разгонщик WhiteKnightTwo (фирмы Virgin Galactic) - схожим с нашим самолетом "Геркулес". При внимательном изучении этих программ можно найти много схожего с тем, что наши авиаконструкторы проработали до 1989 года. Какие же сюрпризы нам ждать от "Бегущего за мечтой", именно так переводится название Dream-Chaser, остается только гадать. Но говорить о том, что американцам досталась наша технология, можно теперь со стопроцентной уверенностью.

Какие, на Ваш взгляд, могут быть последствия?

Американцы на весь мир заявили о том, что к 2019 г. к МКС полетит авиационно-космический самолет. К чему это приведет? Это закончится тем, что США откажется от наших "Союзов". Естественно, что необходимость в нашем участии на МКС отпадет со временем, что может поставить космическую отрасль в нашей стране на грань кризиса. Почему? Потому что запуск авиационно-космического самолета к МКС в разы дешевле, чем запуск ракеты-носителя. К примеру, стоимость запуска РН типа "Протон" стоит $70-80 млн, а запуск авиационно-космической системы, которая повезет тот же самый груз, обойдется в $5 миллионов. Почувствуйте разницу. Запуск "Шаттла", к примеру, стоит $450 миллионов. С его помощью отработали серьезную программу, но сейчас США заинтересованы в снижении стоимости полетов в космос. Все это позволит им совершить дорогостоящие исследования - так называемые межпланетные программы (колонизация Луны, полеты к Марсу). 

Как же, на Ваш взгляд, нашей стране вернуться в "гонку инноваций" по освоению пилотируемого космоса?

- Россия должна принимать судьбоносные решения. Возобновляются сейчас многие программы из сферы вооружений, остановленные в 1990-х. Какая цена возврата России в гонку инноваций по освоению пилотируемого космоса? Для справки: по оценкам экспертов, в 1995 г. проект МАКС в реализации "под ключ" стоил бы $2,5 млрд (включая гражданскую и военные программы). Это в десять раз меньше затрат, которые понесла Россия на организацию и проведение зимней Олимпиады в 2014 г. или в пять раз меньше расходов на проведение чемпионата мира по футболу в России в 2018 году. Конечно, развитие спорта - это хорошо. Но было бы лучше, если бы созданные в 2015 г. Воздушно-космические силы в своем арсенале имели не только спутники, ПВО и авиацию. МАКС не потерял свою актуальность и сейчас, ведь не случайно, что он до сих пор находится в списке перспективных, реализуемых и опасных проектов, которые агентство DARPA ежегодно предоставляет в виде закрытого доклада для Конгресса и президента США. Может, пора плотнее вернуться к проекту МАКС, чтоб не дать заокеанскому соседу возвратиться к отжившей свой век политике геополитического гегемонизма?

Выбор читателей