Южные моря оккупировали "чужие"

Крымские ученые практически в одиночку пытаются бороться с чужеродными видами морской фауны, а государство не выделяет средства на эти цели. Последствия бесконтрольной инвазии для экологии могут быть необратимыми

Воды Черного и Азовского морей подверглись нашествию вселенцев - живых организмов, завезенных из других частей земного шара. Они угрожают местной фауне и требуют повышенного внимания со стороны ученых и государственных контролирующих органов. Иначе видовой состав водоемов может измениться до неузнаваемости.

Вид на Черное море в Балаклаве. Фото: Станислав Красильников/ ТАСС

По данным севастопольского Института морских биологических исследований (ИМБИ) имени А.О. Ковалевского РАН, с 1998 по 2015 гг. в черноморском секторе Крыма обнаружено 25 новых для этого района видов морских рыб. Более половины их к настоящему времени уже натурализовались и образовали популяции. Два вида рыб - зеленая собачка и лысун Бата - достигли высокой численности и распространились вдоль побережья Черного моря.

На первый взгляд, в биологической "глобализации" нет ничего страшного: наоборот, чем больше рыб и моллюсков поселится в наших морях, тем лучше. Однако специалисты утверждают, что появление даже одного нового вида, нехарактерного для данного региона, может серьезно пошатнуть всю пищевую пирамиду и привести к исчезновению десятков видов животных и растений.

Миграция вселенцев по всей Земле - явление обыденное. Чаще всего морские путешественники попадают к новым местам обитания на подводных частях корпусов судов или в балластных водах (их набирают суда, идущие порожняком). Иногда люди сознательно переселяют обитателей глубин в другие регионы. Зачастую гости ведут себя в новой для себя обстановке по-хозяйски. Они активно размножаются, поедают аборигенов, приносят с собой болезни. Так, камчатский краб всего за несколько лет вытеснил из Баренцева моря местные виды крабов, чужеродные бычки почти выжили из Финского залива корюшку, хищный брюхоногий моллюск рапана уничтожил в Черном море мидий и устриц.

По словам ученых, Азовское и северо-западный сектор Черного моря - привлекательные для вселенцев районы. Здесь нет специфических условий, непригодных для жизни вселенцев. Большинство видов отлично приживается. В Черное и Азовское море заходит множество кораблей, которые везут на себе заокеанских гостей. Наконец, важный фактор для приживаемости чужеродных организмов - высокий уровень толерантности к мигрантам со стороны органов контроля.

За рубежом ученые пристально изучают вселенцев. Государства тратят огромные средства на мониторинг прибрежной фауны. В России интерес к появлению в морях посторонних рыб, рачков и медуз* находится на нулевом уровне. Росрыболовство не считает нужным следить за тем, чтобы суда, возвращающиеся из дальних странствий, не завозили непрошеных гостей. А между тем только постоянный научный мониторинг может дать ответ на вопрос, какие последствия принесет для экономики и экологии появление новых видов.

"Там, где есть неразумное природопользование, где есть неустойчивая экосистема и нарушены отношения между видами, можно получить новых вселенцев. Как только произойдет вспышка их численности, общество снова начнет бить тревогу. Лучше заранее оценивать потенциал видов для вселения в местные водоемы и представлять, где появление вселенца может иметь последствия", - говорит старший научный сотрудник Института аридных зон Южного научного центра РАН Василий Поважный.

В последнее место рыбопромысловые компании встревожены: из Азовского моря практически исчез пиленгас - дальневосточная кефаль, некогда завезенная в местные воды и вытеснившая другие виды рыб. Теперь уже сам пиленгас, которого большинство крымчан считает эндемичным видом (то есть обитающим только в этом регионе), не выдерживает конкуренции с новыми вселенцами. Как нужно действовать в такой ситуации, рыболовецкое агентство не знает. Морские биологи говорят, что действовать нужно было раньше, чтобы не допустить подобного развития событий.

Проблема с распоясавшимися вселенцами усугубляется разгулом браконьеров и постоянным загрязнением черноморской акватории. Из-за отравления поверхностного слоя воды химикатами из Черного моря пропали осетровые, а также скумбрия, кефаль и другая промысловая рыба, которой еще 40 лет назад буквально кишели прибрежные воды. Для решения морских экологических проблем внятной государственной стратегии до сих пор разработано не было.

Впрочем, иногда стремительная инвазия приносит позитивный эффект. По словам ученых, в 2014 г. в дельте Дона была впервые обнаружена полихета маренцеллерия - морской многощетинковый червь размером несколько сантиметров в длину. Он питается органическими остатками, оседающими на дно. Наблюдения показали, что полихета в поисках добычи перепахивает дно. Благодаря этому уменьшается доля токсичных сине-зеленых водорослей. Улучшение фитопланктона влияет на зоопланктон - кормовую базу рыб. С задачей, решение которой оказалось не под силу людям, успешно справятся вселенцы.

* СМИ, включенное в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента

Выбор читателей