Рожденный для моря плавать не может

Новая серия американских авианосцев уже "съела»" несколько десятков миллиардов долларов из бюджета и требует еще. "Джеральд Форд" может оказаться самым переоцененным боевым кораблем

Новейший атомный авианосец американского военно-морского флота "Джеральд Форд" испытывает большие проблемы с вводом в строй. Корабль, стоимость которого, по некоторым данным, составила около 13 миллиардов долларов, пока небоеспособен.

Авианосцу "Джеральд Форд" предстоит большая работа по устранению неполадок  Фото: Военно-морские силы США

Новая серия авианосцев, головным кораблем которой как раз и является "Джеральд Форд" должна была прийти на смену авианосцам типа "Нимиц". Сегодня 10 авианосцев этого типа несут боевую службу по всему мировому океану. Однако, срок службы большинства из них скоро подойдет к концу, в связи с чем руководство военно-морского флота США приняло решение строить новую серию, улучшенную по ряду параметров. В конструкции "Джеральда Форда" проектировщики пытались устранить все недостатки, свойственные "Нимицам".

Что же представляет собой новый американский авианосец? Водоизмещение корабля составляет 100 тысяч тонн. Два ядерных реактора в состоянии разогнать эту махину до скорости 30 узлов (около 56 километров в час). Главное оружие "Джеральда Форда" - авиационное крыло в составе 75-80 самолетов. В соответствии с планами, на авианосце должны использоваться новейшие ударные самолеты F-35C. Однако их конструкция оказалась настолько революционной, и количество новшеств столь велико, что до сих пор она считается достаточно сырой и аварийной. В принципе, есть даже некий символизм в том, что самый дорогой авианосец США и самый дорогой боевой самолет никак не могут существовать в штатном режиме.

Помимо F-35C в состав авиакрыла входят F-18 Хорнет, разведывательные самолеты и вертолеты MH-60R/S. Ожидается, что интенсивность использования авиации составит до 160 самолетовылетов в сутки.

По сравнению с "Нимицами", на "Джеральде Форде" предусмотрено использование боевых средств на основе лазера.  Они должны обеспечить ближнюю зону противовоздушной обороны наравне с установками "Вулкан", главными их целями будут противокорабельные ракеты и, в зависимости от ситуации, беспилотные летательные аппараты. На дальних дистанциях оборонять корабль будут зенитные ракеты Evolved Sea Sparrow.

Результаты испытаний показали, что именно новинки дают большое число сбоев. Среди них - электромагнитная катапульта для запуска самолетов вместо паровой. Исследовательские работы по использованию электроэнергии вместо пара велись давно, однако главным препятствием было отсутствие энергоустановки, способной создавать импульс необходимой силы для разгона самолета до 300 километров в час. На "Джеральде Форде" установили новый реактор, который, по заявлениям конструкторов, оказался компактнее, но в тоже время, на четверть мощнее предыдущей версии. Видимо, за счет увеличения энергомощности удалось создать резервы для работы электро-магнитной катапульты. Однако, как сообщают СМИ, работа новой катапульты пока неудовлетворительная.

Одним из путей оптимизации стоимости проекта стало сокращение экипажа за счет высокой автоматизации. Предполагается, что сокращение личного состава должно положительно отразиться на стоимости содержания корабля. Однако, как показывает опыт, корабли такого класса скорее теряют, чем приобретают от широкого внедрения автоматики. Сложные системы требуют большего времени для подготовки и обслуживания, к тому же слишком сложное оборудование зачастую менее надежно. Есть вероятность, что новейший проект авианосца, "Джеральд Форд", станет настолько дорогим и сложным, что военно-морские силы США будут вынуждены продлевать срок службы "Нимицов", которые, хоть и уступают "Фордам", зато "работают" надежно.

Некоторые аналитики в США вообще весьма скептически оценивают идею строительства больших атомных авианосцев. Они опасаются, что новейшие российские противокорабельные ракеты х-22, которые могут нести Ту-22М3, и П-800 "Оникс" - они состоят на вооружении береговых комплексов "Бастион", могут свести на нет все технические новинки, примененные при строительстве самых дорогих военных кораблей. Ракеты развивают сверхзвуковую скорость, а на финальном участке траектории походят к цели на высоте всего 5-10 метров, что очень осложняет их перехват штатными средствами противовоздушной обороны (ПВО).

Мало впечатлили экспертов и ударные возможности авианосца. Так, 75 самолетов не смогут обеспечить необходимой интенсивности вылетов для решения боевых задач даже в локальных конфликтах, когда авиация применяется в условиях практически полного отсутствия противодействия средств ПВО. Например, для операции против Сербии было использовано около 1000 боевых самолетов, большая часть которых действовала с наземных авиабаз. Участие авианосцев можно назвать гомеопатическим. Тоже самое можно сказать и про операции в Ираке и Афганистане, где львиную долю работы также выполнила авиация, действовавшая с наземных аэродромов.

В отличие от России, где авианесущие корабли обеспечивают поддержку действий группировок кораблей ракетных, в США авианосцы являются главной ударной силой флота, на которую работают и эсминцы, и подводные лодки. Принимая во внимание данную военную концепцию, США на море рискует остаться либо без своей "большой дубинки", либо она окажется сильно потрескавшейся.

Выбор читателей