АЗС заправят алкоголем

Владельцы автозаправок добиваются отмены запрета на продажу спиртного в своих магазинах. Это позволит увеличить доходность бизнеса, но не приведет к снижению цен на бензин, считают эксперты

Производители и продавцы автомобильного топлива предприняли очередное наступление на введенный в 2011 г. запрет на продажу алкоголя на заправках. Необходимость его отмены участники рынка объясняют тем, что их доходы в последнее время существенно снизились, а отсутствие спиртного на АЗС никак не повлияло на ситуацию с дорожно-транспортными происшествиями в стране.

Фото: Дмитрий Рогулин/ ТАСС

Как рассказал корреспонденту "Утра" глава Российского топливного союза (РСТ) Евгений Аркуша, по просьбе крупнейших нефтяных компаний и объединений независимых АЗС Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) и РСТ разработали проект поправок к закону "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта". Документ предлагает вернуть заправкам право торговать алкогольной продукцией с содержанием этилового спирта не более чем 16,5% объема готовой продукции.

"Это программа-минимум, - объяснил Аркуша. - Конечно, в идеале хотелось бы вернуть на заправки весь алкоголь, но пока мы ведем речь о слабоалкогольных напитках - пиве, сидре. До запрета именно эта продукция пользовалась наибольшим спросом и приносила 15-20% прибыли АЗС".

"Хмельное" с заправок убрали в интересах торговых сетей, уверен глава РСТ. "Хотя сделано это было под соусом борьбы за безопасность на дорогах, этот аргумент был притянут за уши, - уверен он. - То, что водителям нельзя пить, еще не означает, что нельзя продавать алкоголь на АЗС. Никто ведь не выпивает купленное на заправке спиртное сразу, купил и поехал домой. Тем более что многие АЗС представляют собой магазины шаговой доступности - там продается все необходимое. А желающему испытать судьбу ничего не помешает приобрести алкоголь в придорожном магазине".

Запрет на продажу алкогольной продукции на АЗС не привел к снижению количества зарегистрированных ДТП, совершенных нетрезвыми водителями, подтвердил президент Независимого топливного союза (НТС) Павел Баженов. "Мы подготовили соответствующее исследование, и цифры наглядно это демонстрируют", - сообщил он.

По его словам, кроме убытков для определенной категории бизнеса, это ограничение ни к чему не привело. "Значит, это глупая мера, и ее надо отменять чем быстрее, тем лучше", - уверен он.

"Я, безусловно, против употребления спиртного за рулем и считаю, что пьяный водитель - это преступник, но бизнес АЗС здесь ни при чем", - добавил Баженов.

Отмены сухого закона участники топливного рынка добиваются уже не первый год. Однако сейчас требуется немедленное вмешательство в ситуацию, утверждает Аркуша. "Как это ни странно звучит, торговля бензином становится все менее доходной. В последнее время АЗС удается держаться на плаву в основном за счет оборотов, но сейчас и продажи упали. В результате заправки выживают за счет продажи сопутствующих товаров, в ряде случаев они приносят до 40-50% общей прибыли АЗС", - пояснил он.

Летом в "высокий" сезон доходность независимых АЗС традиционно приближается к нулевой отметке, сейчас они работают на прибыли в районе 5%, а порой и меньше, подтвердил Баженов. Однако, на его взгляд, возвращение алкоголя на заправки не решит проблем этого бизнеса, вызванных тем, что государство искусственно сдерживает рост цен на бензин в рознице, притом что в оптовом звене топливо неуклонно дорожает. "Я бы вообще не считал доходность АЗС от продажи алкоголя. Есть бизнес по продаже топлива, а есть ретейл. И сваливать их в одну кучу неправильно, это порочная практика", - считает он.

Таким образом, аргумент, что снятие запрета на продажу спиртного на заправках ограничит рост цен на топливо, вряд ли можно считать убедительным, считает президент НТС.

Директор Центра исследований федерального и регионального рынка алкоголя (ЦИФРА) Вадим Дробиз не верит в то, что, если пиво вернется на заправки, это остановит рост цен на бензин. "Для того чтобы продажи алкоголя стабилизировали экономику АЗС, через них надо прогнать львиную долю из 8 млрд литров пенного напитка, что продается в России за год", - смеется он.

При этом Дробиз не видит ничего страшного в отмене запрета на продажу спиртного на заправках. "У нас есть достаточно ограничений и запретов. На АЗС не продадут спиртное детям или в неурочные часы. И вообще, через них проходит минимум пьющих людей. Так что снятие запрета не будет способствовать ни алкоголизации населения, ни росту потребления спиртного", - уверен он.

Впрочем, авторы инициативы не слишком высоко оценивают свои шансы. По словам главы РТС, Общественная палата, напротив, намерена ужесточить правила торговли спиртным, фактически приравняв АЗС к школам и детским садам. "Сейчас на участке рядом с заправкой никто не запрещает построить кафе, в котором алкоголь могут продавать даже в разлив. И эту практику, которой участники топливного рынка фактически не пользуются, хотят запретить", - пояснил Аркуша. 

Выбор читателей