На Украине случилась военно-техническая "зрада"

Военпром Незалежной успел сильно деградировать со времен победы Майдана в Киеве. Боевики-националисты из батальона "Азов" активно продвигают собранные "на коленке" изделия кустарного производства

Генеральный конструктор украинской инженерной группы "Азов" Сергей Степанов выступил с неожиданным саморазоблачением. Он объяснил, почему новинки украинского ВПК оказываются неудачными. Инженерная группа была организована волонтерами в помощь одноименному воинскому формированию националистов, получившим известность крайне жестоким обращением с мирным населением во время боев на юго-востоке Украины.

Городской танк "Азовец". Фото: Twitter Арсена Авакова

Первым широко разрекламированным изделием инженеров группы стал проект так называемого городского танка "Азовец" - странного вида изделие на шасси танка Т-64, обваренное дополнительными листами брони. Азовские кулибины утверждали, что на городском танке установлены камеры, позволяющие вести видеонаблюдение по всем направлениям. В качестве варианта вооружения предлагалось установить роботизированный боевой модуль, вооруженный пулеметом или автоматической пушкой. Такого "добра" после прихода к власти президента Порошенко было разработано немало.

К числу наиболее распиаренных изделий относятся боевые модули "Штурм", "Вий", "Сармат", "Дуплет". Часть этой техники в единичных количествах даже была поставлена на экспорт. Так, один экземпляр боевого модуля "Штурм" отправился повышать боеспособность армии Экваториальной Гвинеи. С массовой установкой этого и других изделий на украинскую технику пока возникают проблемы, которые не в последнюю очередь связаны с несовершенством конструкции. По словам Сергея Степанова, стрелять модули могут, а вот попадать с трудом.

Специалисты группы "Азовец" провели расследование и предложили свою версию, почему же украинская армия пока остается без новейшей техники. Причин оказалось несколько. Во-первых, оказалось, что при сборке боевых модулей используются электродвигатели постоянного тока, которые отличаются долговечностью и надежностью, однако в боевой ситуации, когда возникает необходимость маневрировать оружием или удерживать его в одном положении, движки не справляются. Стволы дергаются и никак не хотят занимать то положение, которое выставляет оператор. Особенно сильно этот недостаток проявляется при попытках стрелять во время движения боевой техники.

Так же, по словам Сергея Степанова, оказалось, что кинематические схемы, т.е. шестерни и редукторы, передающие усилие непосредственно от электродвигателя на движущиеся части, не могут обеспечить необходимой точности движения и прицеливания. Некачественные виды сталей, которые предлагает современная украинская промышленность, быстро изнашиваются и приводят к большим люфтам зубьев шестерен, что опять же не способствует точному наведению на цель и удержанию орудия в одном положении.

Еще украинские кулибины, пытающиеся изобретать новую технику, не используют гироскопы. Это почти невероятно, ведь любой выпускник технического вуза имеет представление об этом нехитром приборе, который позволяет сохранять постоянное положение относительно линии горизонта. В системах стабилизации вооружения гироскопы играют важнейшую роль. Пока самодеятельные украинские конструкторы не дошли до этого понимания. Без гироскопов, т.е. без стабилизации, абсолютно неэффективными оказываются камеры внешнего наблюдения и любые телеуправляемые боевые модули.

Суммируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что украинский ВПК, на возрождение которого такие большие надежды возлагает Петр Порошенко, в лучшем случае способен только к зрелищной профанации. Не обладая даже базовыми знаниями по проектированию машин, самодеятельные инженеры наперебой предлагают мертворожденные проекты, чтобы всеми правдами и неправдами выбить бюджетное финансирование. Тот факт, что сами "азовцы" понимают несостоятельность большинства своих изделий, отнюдь не мешает им продолжать плодить небывалую технику.

Так, сайт инженерной группы содержит информацию о проекте танка "Тирекс" с необитаемой телеуправляемой башней, совсем как у российской "Арматы". Там же представлена универсальная гибридная боевая платформа "Рысак" и автоматический минометный комплекс "Ветерок". Проекты выглядят красиво, однако чертежи не подкреплены никакими техническими описаниями - где и как это все будет производиться, чем вооружаться и какие двигатели использовать. Особенно выделяется боевая машина "Черное солнце", передние колеса которой могут складываться как у самолета. Внешний вид концепта больше похож на детский рисунок, а между тем занимаются разработкой машин не школьники, а взрослые серьезные люди.

Боевой модуль "Акинак". Фото: инженерная группа "Азов"

Едва ли массовое производство грозит даже существующему в металле танку "Азовец". По уровню производства боевики-радикалы недалеко ушли от ближневосточных исламистов, собирающих в кустарных условиях боевую технику из подержанных гражданских грузовиков и джипов. А ведь на Украине есть славные традиции в области военной инженерии. Харьковский завод в постсоветское время освоил производство модернизированных версий советских бронетранспортеров и предпринимал неоднократные попытки возродить танк Т-64. Небольшую партию бронетранспортеров удалось даже продать в Ирак. Доморощенным конструкторам "Азовца" есть у кого поучиться хотя бы элементарным принципам создания боевой техники. Но до этого пока далеко. Гораздо проще смеяться над якобы картонной "Арматой" и рисовать в графических редакторах новые "вундервафли".

Выбор читателей