Туристы переехали в квартиры

Аренда путешественниками жилья у частников вместо гостиницы стала в последние годы мировым трендом. Благодаря интернету потребитель получает качественный и надежный сервис за ощутимо меньшие деньги

Современный путешественник настолько обласкан туроператорами, что забыл о поездках "дикарем". Но в последние годы аренда жилья у частников вместо гостиницы стала мировым трендом. Интернет снял все границы, и вот уже тысячи обеспеченных американцев и японцев едут "дикарями" в квартиры римлян, мюнхенцев и барселонцев, чтобы окунуться в аутентичную местную жизнь. Пока россияне европеизировались, западный потребитель социализировался.

Фото: Антон Вергун/ ТАСС

В конце "нулевых" годов появились электронные площадки, на которых можно было выбрать любой тип жилья, вступить в переписку с хозяином и ударить по рукам. При этом сэкономить до 40-50% по сравнению с гостиницами. Вместо крупных сетей отелей гарантами сделок и качества сервиса выступают компании онлайн-площадок. Впервые к этой форме аренды я обратился в 2015 г. перед поездкой в Италию. Причина была банальна - рост курса евро и удорожание поездки в два раза. В такие периоды самостоятельный поиск билетов и жилья позволяет значительно сэкономить. Особенно если вы хотите попутешествовать, а не пролежать на пляже две недели. Впрочем, и предложений от греческих, испанских или итальянских аборигенов заехать к ним на огонек вблизи моря предостаточно.

Кризис давно пришел в ЕС, и люди ищут способ подзаработать. Самый распространенный - сдать часть своего дома в аренду туристам. Как правило, это двухэтажные квартиры или дома, где хозяева занимают один этаж, а второй сдают целиком либо по комнатам. Как показали личная практика и отзывы путешественников, качество сервиса не хуже, а местами лучше двух- и трехзвездочных гостиниц. Впрочем, стоит ли удивляться, если ваши проблемы решает сам владелец, кровно заинтересованный в клиенте, а не наемный работник за ставку в гостинице. Интересно, что в курортных странах ЕС можно найти точно такие же ценовые предложения, как у частников в Крыму или Краснодарском крае. Например, в Сочи средняя цена комнаты в сутки в сентябре - 2 тыс. руб., а в береговой зоне Сан-Марино (Италия) - 2,5-3 тыс. рублей. При этом есть итальянские варианты хороших комнат с европейским сервисом за 1500 руб. в сутки. Но даже арендуя комнату за 3 тыс. руб., вы экономите в два раза. Номер в отеле курорта Сан-Марино обойдется в 5-8 тыс. рублей.

Новый формат аренды жилья через онлайн-площадки в США и Европе сложился благодаря большему уровню доверия внутри социума и развитию общения в социальных сетях. Возник электронный социум без границ. В России пока такого уровня доверия нет. Признайтесь, что мы зачастую готовимся к подвоху или обману, если сделка проходит с частным лицом, а не крупной компанией. В Европе, наоборот, "кидать" невыгодно, выгодно завоевывать доверие клиента. Молодые предприниматели поняли, что можно создать новую нишу, и в 2008 году в Сан-Франциско был запущен проект Airbnb, а в 2011-м площадка Wimdo в Берлине. Затем их примеру последовали десятки начинателей. Появились и российские онлайн-сервисы, но пока в зачаточном состоянии - как по количеству предложений, так и сервису. К примеру, пионер Airbnb предлагает несколько сотен тысяч объявлений по всему миру, в то время как российские сайты не доросли до 100 тыс. предложений. Нет полноценной информации от арендодателей, графы отзывов, акций и понятной навигации. Впрочем, на крупных зарубежных площадках можно найти варианты по России, включая курортные зоны. Правда, мало предложений из Крыма. Тот же Wimdo и выдает всего 1 объявление с предложением аренды в Севастополе и определяет Крым как Украину.

В деталях на одном языке

Международные онлайн-площадки выгодны при поездках в ЕС, США, Австралию и другие западные страны. При этом совсем не обязательно знать английский или язык той страны, в которую вы едете. Большинство владельцев квартир хорошо говорит на английском, но без труда перейдет на язык жестов, пояснив все бытовые вопросы. Сами сайты настроены так, что при заходе на сайт из России вам будет открываться русскоязычная версия. А в этом году некоторые крупные площадки внедрили автоматический переводчик браузера, предлагающий одним кликом сделать перевод информации, вписанной хозяином объявления. Еще одним удобным новшеством этого года стал одновременный показ вариантов жилья и карты района с отмеченными предложениями. Выбирать крайне удобно, можно учитывать удаленность своего проживания относительно моря и исторических достопримечательностей.

По своей сути роль электронных площадок идентична работе администрации гостиницы. Компании следят за качеством сервиса, помогают решить конфликтные ситуации и финансовые вопросы при отмене брони. В целом система работает на интуитивно понятном уровне. Вы заходите на сайт и вводите в поисковой строке страну, регион и город, в который хотите поехать. Затем вам предлагается выбрать даты приезда и отъезда, а также установить ценовой диапазон и вид жилья: "дом", "квартира" или "комната". Не забудьте указать количество гостей. Как правило, доплачивать за второго человека не нужно, но при заезде компанией в 5-6 человек стоимость может быть увеличена. Система автоматически произведет расчет цены с учетом календарного сезона и числа арендаторов. Поиск выдаст вам множество вариантов с фотографиями и общий вид города, региона на карте с другими предложениями. Далее выбираете понравившийся вариант и открываете предложение. Помимо фотографий, на странице прописана площадь жилья, число спальных мест и предлагаемые удобства. Часто указывается адрес проживания, позволяющий быстро найти место по приезде. При желании можно попросить хозяина встретить вас на машине у вокзала за дополнительную плату. Почти все арендодатели размещают свои фото и краткий рассказ о себе и семье. Вы можете сразу вступить с хозяином в переписку на английском языке и выяснить все моменты проживания. Например, есть ли дома утюг, стиральная машина или фен. На каком транспорте удобно добираться, какие продуктовые магазины есть поблизости и куда сходить развлечься с детьми. Это не будет стоить вам ни цента, в отличие от гостиниц, где такая услуга оплачивается консьержу. Еще одним важным моментом являются отзывы от бывших клиентов. Именно они дают наиболее полную и объективную оценку качества жилья и сервиса. Отсутствие отзывов должно насторожить вас - хозяин не может удалять плохие отзывы с онлайн-площадки, но может заблокировать весь показ раздела отзывов. Как правило, это происходит при большом количестве негативных оценок.

Безопасность всех сделок гарантирует компания онлайн-площадки, берущая с вас 10-15% от стоимости аренды. После переписки с хозяином и устной договоренности можно проводить бронирование, введя данные своей банковской карты. Еще одним плюсом онлайн-площадок являются скидки за долгое проживание. Нередко хозяева дают скидку на 15-20% за аренду от недели и выше. Она способна покрыть комиссионный сбор компании и сэкономить еще 5-10%. Списанные деньги будут заморожены компанией до момента вашего приезда и заселения. Как правило, хозяин получает перевод на следующие сутки вашего прибытия, если от вас не поступало жалоб в центр поддержки клиентов. Крайне редко происходят форс-мажорные ситуации, которые требуют вмешательства владельцев электронной площадки. Например, хозяин неожиданно отменил бронь накануне вашего приезда, и вам приходиться срочно искать другое жилье. Как сообщают в самих компаниях, деньги возвращаются клиенту в течение 1-2 дней. При этом были случаи, когда туристам компенсировали расходы на поиск жилья, если они уже были в городе. Тем не менее этот момент остается самым слабым звеном в новом формате, поскольку весь груз поиска жилья ложится на ваши плечи. Если в гостинице вам просто поменяют номер и подарят бутылку вина с извинениями, то при частной аренде есть риск по приезде остаться без жилья, даже не встретив хозяина. Деньги вам вернут, но нервы и время будут потрачены.

Фальшивые хозяева

Бывают случаи, когда "хозяин" на самом деле оказывается посредником-менеджером, предлагающим несколько вариантов жилья в этом городе. Определить посредника можно по отзывам, в которых будут указаны еще и другие апартаменты и замечания жильцов. В последние годы посуточная аренда для туристов стала набирать популярность, и ушлые предприниматели стали активно скупать недвижимость в Европе. Нанятые менеджеры выступают в роли "хозяев", но качество их сервиса несравнимо хуже. Коммерциализация недвижимости вынудила власти Берлина в 2016 г. запретить жителям столицы Германии выставлять свои квартиры на подобных сайтах. Бизнес на квартирах привел к росту цен на жилье в городе.

Тем не менее настоящие хозяева составляют 80% от всех предложений на сайтах. Поэтому стоит внимательно изучать отзывы и уточнять все детали в переписке. При незнании английского языка сойдет использование автоматического переводчика в интернете. Таким же образом можно отправлять письма, поскольку программа способна грамотно выстраивать простые и короткие предложения. Как правило, владельцы квартир предоставляют гостям легкий завтрак из булочек, йогуртов, чая в счет стоимости жилья. При аренде комнаты для гостей всегда открыта общая кухня со всей бытовой техникой.

Эксперт по аренде жилья в Риме Ирина Савинцева дает еще несколько советов о том, на что обратить внимание при онлайн-съеме "временного пристанища":

"При выборе квартиры в аренду стоит запомнить несколько важных советов. Старайтесь избегать аренды жилья вблизи вокзалов в радиусе 500-1000 метров. Как правило, это криминальные районы. На сайте внимательно изучите профиль хозяина. На фото должен быть портрет арендодателя, а не пейзажей или вещей. Лицо должно быть открытым, без солнечных очков, фото четкое и хорошего качества, профиль заполнен максимально информацией, и использованы все типы проверок, применяемые сайтом. Фото квартиры должны быть отмечены значком Verified, то есть фотограф от сайта приходил и проверил жилье, делая профессиональную фотосессию. Скорость ответа на ваши письма от хозяина - важный признак серьезности и надежности. Как правило, ответ должны давать в течение 1-3 часов. Обязательно уточняйте, каким образом нагревается горячая вода в квартире. Россияне привыкли к централизованному обогреву воды. В Европе неприятным сюрпризом может стать обычный накопительный водонагреватель" 

 Не забудьте уточнить время заезда и время отъезда. В отличие от гостиниц, частники нередко идут навстречу и позволяют уехать в позднее время либо оставить ваш багаж до вечера. Важно выяснить наличие Wi-Fi роутера и качество интернета, но, как правило, в Европе у вас не будет с этим проблем. Не стоит бояться получать самостоятельно визу по распечатке письма об аренде через подобные сайты. Сотрудники посольства прекрасно знают о них. Впрочем, стоит попросить хозяина прислать вам документ в свободной форме с указанием его адреса, имени и условий сделки по проживанию. Этих данных для посольства будет достаточно. Как правило, арендодатели идут во многом навстречу, поскольку зависят от отзывов клиентов и жалоб в компанию. При неоднократных жалобах хозяин жилья попадает в черный список и теряет свой заработок на крупной площадке. Такие площадки можно назвать виртуальными гостиницами без территориальных границ, но с реальным жильем. Многие потребители на профессиональных форумах поиска жилья фиксировали более высокое качество обслуживания, чем в гостиницах 2 и 3 звезд. Логика бизнеса проста - владелец жилья больше заинтересован в хороших отзывах, чем портье в гостинице.

Выбор читателей