Ветеран воздушного шпионажа не спешит на пенсию

Несмотря на свой преклонный возраст, самолет-разведчик U-2 - ветеран противостояния СССР и США -по-прежнему востребован по своему прямому назначению и не спешит уступать более совершенным беспилотным аппаратам

Американский самолет-шпион "Локхид U-2" получит вторую жизнь. Ветеран холодной войны не собирается списываться в запас после более чем полувековой службы. Оборонное ведомство США решило запустить программу по превращению U-2 в беспилотный летающий аппарат.

Модернизированный вариант разведчика U-2. Фото: Lockheed Martin Corporation

U-2 стал одним из самых зловещих символов противостояния СССР и США. История этой машины начинается еще в 1950-е годы - эпоху реактивных самолетов первых поколений. Перенесение большинства советских оборонных заводов, в том числе производителей атомного оружия, из европейской части России за Урал вынудило руководство США искать способы узнать, что именно скрывают там коммунисты. В связи с жестким контрразведывательным режимом проникновение агентуры на режимные объекты было практически полностью исключено, так что пришлось изыскивать иные способы выяснять, что и как происходит в Советском Союзе. В ЦРУ, а программой U-2 занимались именно в Лэнгли, а не в Пентагоне, решили пойти по классическому пути - создать самолет-разведчик, который мог бы привозить аэрофотоснимки военных объектов и промышленных предприятий. Главная задача конструкторов была создать машину с высотой полета, недосягаемой для всех средств ПВО, и способную на длительное нахождение в воздухе. Так и появился на свет необычный по конструкции U-2. Это был гибрид реактивного самолета и планера. Размах крыльев ощутимо превышал длину фюзеляжа. Конструкция была сделана максимально легкой, что позволяло набирать высоту до 20 километров. Благодаря крыльям как у планера U-2 мог лететь в сильно разряженном воздухе со скоростью, достаточной для четкой съемки требуемых объектов. Для своего времени это была выдающаяся машина. Ни один советский истребитель той эпохи не мог подняться на такую высоту, сохранив управление. При этом советские радары прекрасно видели самолет и "вели" его на протяжении всего полета над территорией СССР. Существует версия, что однажды U-2 пролетел над Москвой во время майской демонстрации и сделал подробные снимки праздника. Нужно заметить, что многие военные даже не сразу поверили в возможность существования самолета с такими характеристиками. Конец безраздельному господству U-2 положили зенитные ракеты. Одна машина, которую пилотировал Гэрри Пауэрс, была потеряна над СССР, другая - во время Карибского кризиса над Кубой.

Наравне с достоинствами машина обладала массой недостатков. Необычная конструкция предъявляла особые требования к подготовке летчиков, ведь процесс пилотирования был очень непростым. При полете на больших высотах необходимо было очень точно придерживаться определенной скорости полета, отклонение от которой на 20-25 км грозило потерей управления. Выполнять виражи и повороты следовало очень медленно и аккуратно, иначе самолет мог свалиться в неуправляемый штопор. Очень неустойчиво машина вела себя и при посадке, что требовало от пилота предельного внимания и сосредоточенности. Из-за кабины, которая была отнесена далеко назад от носовой части фюзеляжа, летчик, одетый в герметичный высотный скафандр, который очень сковывал движения, практически не видел посадочную полосу на завершающем этапе захода на аэродром. Так что приходилось сажать машину "на интуиции" в сопровождении самолета сопровождения, на котором летел пилот, знакомый с особенностями управления U-2 и помогавший своему коллеге точно приземлиться. Ассистировать приходилось и на взлете, используя для этой цели скоростной автомобиль. Вообще участь пилотов U-2 была незавидной. Находясь в воздухе по 10-12 часов, они практически не могли пошевелиться, а гермошлем не давал возможности даже пить воду. Кроме того, как выяснилось после изучения обломков U-2, на котором летел Пауэрс, в случае инцидента пилот практически не имел шансов уцелеть - для сохранения секретности программы под катапультным креслом были заложены шашки с взрывчаткой. Знать об этом летчикам, правда, не полагалось. Тем не менее самолет считался удачной моделью и продолжал эксплуатироваться даже после того, как его стали сбивать зенитные ракеты. Для использования самолета пришлось выбирать такие районы, где не было средств ПВО противника.

Несмотря на пришедший на смену сверхзвуковой SR-71, обладавший лучшими параметрами скорости и высоты полета, U-2 продолжал применяться в качестве тактического разведчика и летающей лаборатории. За счет своей способности долго парить в небе подобно альбатросу самолет ограниченно применялся во время всех войн, которые вела Америка. Разумеется, в первую очередь учитывалось наличие у противника современных средств ПВО, против которых машина была практически беззащитна.

Возобновление интереса к U-2 случилось по причине неудовлетворенности военных США беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) RQ-4 Global Hawk. В Пентагоне и ЦРУ считают, что даже современная техника с задачей высотной тактической разведки пока справляется хуже, чем ветеран холодной войны. Оборудование, которое может нести на борту U-2, пока дает гораздо лучшие результаты по сравнению с телеуправляемыми "коллегами". В качестве превентивной меры принята программа по превращению U-2 в беспилотник, на время перехода к более совершенной конструкции БПЛА. Для эксперимента планируется использовать корпуса самолетов, до сих пор несущих службу. Правда, их не так много, поскольку всего в тираж вышло не более полутора сотен таких машин всех модификаций. Так что U-2 еще долго будет служить военным и имеет шанс стать одним из самых "долгоиграющих" самолетов в истории авиации.

Выбор читателей