Над Россией прольется золотой дождь пропаганды

Предвыборная гонка принесет капитал, кому - политический, кому – финансовый. На низком старте стоят и партии, и одномандатники, а СМИ потирают руки в ожидании будущих доходов

Агитационная кампания 2016 года станет самой массовой и дорогостоящей за историю выборов в РФ: 14 партий, не считая одномандатников- самовыдвиженцев, попытаются убедить избирателя голосовать именно за них. Государство, как это и предусмотрено законом, внесет свою лепту в этот этап избирательной кампании, предоставив бесплатный теле и радиоэфир на федеральных каналах и место на страницах изданий (до 10% печатной площади газет и журналов), в которых государство является собственником

Фото: Михаил Климентьев/ ТАСС

Самая дорогая кампания

Избирательная компания недешево обходится не только партиям и кандидатам, и их спонсорам, но и госбюджету. В этом году Центризбирком "опустошил" его на 10,4 млрд рублей.

Эти деньги должны покрыть потери радиокомпаний, телеканалов и прессы, которые они понесут от предоставления своих ресурсов участникам выборов. Именно они получат львиную долю средств избирательной "кубышки". Комиссии придется выложить за дебаты пяти телеканалам ("Россия 1", "Первый Канал", "ТВЦ", "ОТР", "Россия 24") и трем радиостанциям ("Радио России", "Маяк" и "Вести FM") кругленькую сумму. Печатные площади для политической агитации предоставят 13 газет федерального и регионального уровня. Среди них, общефедеральные: "Российская газета", "Парламентская газета" и "Красная Звезда". Остальные десять периодических изданий – те, где в числе учредителей региональные органы власти, но распространяться они также будут по всей стране.

Надо заметить, что обходятся их "услуги" не дешево – Центризбирком даже сократил объемы собственной наружной рекламы выборов: украшающие улицы плакаты с призывом прийти на избирательные участки и агитационные и информационные листовки аналогичного содержания давно стали традицией.

Равный доступ к агитации

Разыгрывая между партиями бесплатный эфир и печатные площади, Центризбирком постарался провести эту процедуру максимально прозрачно. Выбор телеканала, радиостанции или газеты, определяла жеребьевка, на ней присутствовали уполномоченные представители партий, так что ни у кого из участников не было оснований для сомнений в беспристрастности комиссии.

Ранее отдельные партии все же переживали, что лучшее эфирное время на самых рейтинговых каналах уйдет "богатым", а им придется выяснять отношения и состязаться в красноречии перед весьма немногочисленной аудиторией.

Центризбирком эти опасения развеял и заявил, что оснований для них нет, но, дабы исключить ненужные домыслы и обеспечить прозрачность, предложило всем бросить жребий.

Заплатят за каждую букву

Для партий бесплатные эфиры и публикации - не единственный способ заявить о себе и донести необходимую информацию до избирателя. Они могут выпускать агитационные материалы и проводить предвыборные мероприятия, финансируя их за счет собственных средств. Традиционно, основной формой массовой пропаганды в нашей стране является агитлистовки, а это означает, что чуть более чем месячный марафон с финишем в "Единый день голосования" озолотит не только телекомпании, но и типографии.

Двойной куш

 Выборы 2016 года будут отличаться от кампании пятилетней давности: изменения, внесенные в избирательное законодательство, дали гражданам право голосовать за депутатов по смешанной системе одномандатных округов. "Территориальные депутаты", так иногда называют одномандатников, при этом получили право на ведение собственной агитационной кампании. А выбрать депутатов россиянам предстоит на муниципальном, региональном и федеральном уровнях.

То есть, и доходы СМИ от рекламно-агитационной компании значительно вырастут. 

Официально предвыборная кампания началась 17 июня, после подписания президентом указа о проведении выборов депутатов Госдумы седьмого созыва.  После этого последовала череда внеочередных партийных съездов, на которых утвердили партийные списки и кандидатуры одномандатников. Но в этот период, у партий не было права заниматься саморекламой и агитировать граждан. До стартового свистка осталась только ночь - по закону, предвыборный этап пропаганды стартует за 28 дней до самих выборов и начнется уже в эту субботу, 20 августа и закончится ровно за сутки до голосования – 17 сентября.

Выбор читателей