Самолету Качиньского некуда было садиться

В Польше идет процесс над экс-представителями канцелярии премьер-министра и МИДа, которых обвиняют в неисполнении своих служебных обязанностей при подготовке визита президента в РФ в 2010 году. Один из свидетелей заявил, что Варшава знала о неготовности аэропорта Смоленска принять борт

Экс-сотрудник канцелярии президента Польши Леха Качиньского Мацей Й., являющихся одним из свидетелей авиакатастрофы, которая произошла с самолетом главы государства в России в 2010 году, заявил, что Варшаве было известно еще на стадии подготовки визита польского руководства в РФ, что аэропорт Смоленска не работает. Об этом сообщает в среду, 24 августа, агентство PAP.

Обломки самолета Ту-154, упавшего в районе Смоленска. Фото: Ольга Лисинова/ ТАСС

В настоящее время Окружной суд в Варшаве возобновил процесс по делу бывшего главы канцелярии польского премьера Томаша Арабского и еще 4 должностных лица. Против них родственники жертв смоленской трагедии выдвинули обвинения в неисполнении своих служебных обязанностей в ходе организации визита Качиньского в Россию 10 апреля 2010 года.

Как отмечает польское агентство, свидетель Мацей Й. в канцелярии президента занимался вопросами, связанными с заграничными поездками. Он утверждает, что канцелярия премьера и Министерство иностранных дел Польши настаивали на том, чтобы Качиньский не летел в Смоленск. Свидетель заявил, что ему об этом говорил непосредственно его начальник - замгоссекретаря Мариуш Хандзлик, также погибший в той авиакатастрофе.

"То, что аэропорт не работает, было известно в момент подготовки этого визита", - сообщил Мацей Й., по словам которого, возможность посадки самолета Качиньского в другой российской воздушной гавани не рассматривалась из-за больших расстояний.

На вопрос, можно ли было в смоленском аэропорту приземлиться, он заметил, что это не входит в компетенцию его офиса и добавил: "Аэропорт функционировал как-то".

Он рассказал, как еще в марте 2010-го направил письмо коллеге из польской компартии, чтобы проверить, "что там с аэропортом в Смоленске", потому как ходят слухи, будто "русские говорят, что он не работает". На вопрос, была ли какая-то реакция, Мацей Й. ответил, что он не помнит.

Свидетель показал: российская сторона предупреждала, что 7 апреля во время визита премьер-министра Польши Дональда Туска аэропорт будет готов, однако "поддерживать полную готовность 10 апреля будет трудно".

Мацей Й. присутствовал в аэропорту в Смоленске утром 10 апреля. Перед катастрофой появилась информация о том, что самолет перенаправлен в Брянск или в Москву, а после стало известно, что он все же попытается приземлиться в Смоленске, вспоминает свидетель. По его утверждению, после падения президентского борта, он услышал разговор "русских в камуфляже" о том, что экипажу говорили не совершать посадку в "Смоленске-Северном".

На предыдущих слушаниях Арабский не признал себя виновным в катастрофе. Другими обвиняемыми являются два сотрудника канцелярии премьер-министра - Моника Б. и Милослав К.  и 2 сотрудника посольства Польши в Москве - Жюстина Г. и Грегори С. Им грозит до 3 лет лишения свободы.

Напомним, самолет Ту-154 президента Польши Леха Качиньского, направлявшегося на траурные мероприятия в Катынь, 10 апреля 2010 года потерпел крушение при заходе на посадку в аэропорту "Смоленск-Северный". На борту находились 96 человек - 88 пассажиров и 8 членов экипажа. Все они погибли.

Читайте также

Выбор читателей