Дальний Восток мучит инвестиционная жажда

Активная работа по повышению привлекательности территорий ДВФО для бизнеса, в том числе иностранного, может принести плоды в будущем. А пока притоку денег препятствует неразвитая инфраструктура  

На стартовавшем в пятницу, 2 сентября, во Владивостоке втором Восточном экономическом форуме (ВЭФ) ожидается подписание свыше 200 соглашений с инвесторами на общую сумму 1,7 трлн рублей. Об этом сообщил министр по развитию Дальнего Востока Александр Галушка. Понятно, что львиная доля этих денег останется в регионах Дальневосточного федерального округа (ДФО), развитие которого в последние годы стало одним из ключевых приоритетов внутренней политики России.

Министр РФ по развитию Дальнего Востока Александр Галушка. Фото: Кирилл Кухмарь/ ТАСС

Однако, несмотря на то что власти активно взялись за возрождение Дальнего Востока уже ровно три года назад, особого прорыва в инвестициях в эту территорию пока не замечено. По крайней мере, ни один из девяти регионов округа в 2016 г. не сумел войти в двадцатку лидеров Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах РФ.

Чиновники Минвостокразвития объясняют это отсутствием инфраструктуры для бизнеса - большинство регионов получили низкие оценки в рейтинге именно по этому критерию.

Действительно, проблемы с инфраструктурой в ДФО колоссальные, причем как с глобальной, так и с локальной, сообщил корреспонденту "Утра" гендиректор Международного центра развития регионов Игорь Меламед. "Так, сегодня привезти какие-то дополнительные объемы грузов даже в населенные пункты Приморского края очень сложно. Доставить те же материалы, необходимые для серьезного строительства, уже целая проблема. Потому что пропускные способности в основном заполнены", - пояснил он.

Именно на решение этой проблемы федеральный бюджет выделяет сейчас немалые средства в рамках создания так называемых территорий опережающего развития (ТОР). Эта схема, предусматривающая наличие существенных налоговых, административных и таможенных послаблений для инвесторов, стартовала именно на Дальнем Востоке весной 2015 года. Предполагалось, что создание сети ТОР и реализация предусмотренных в них инвестпроектов позволит за 10 лет удвоить валовый региональный продукт ДФО, и к 2021 г. здесь появится около 80 тыс. новых рабочих мест.

На данный момент на Дальнем Востоке уже создано 13 ТОР, к реализации в которых заявлено уже более 140 инвестиционных проектов, предусматривающих создание различных производств. Правда, государственную подпитку получили пока 13 из них с общим объемом инвестиций в 328 млрд рублей. Деньги, разумеется будут в основном частные, но казне предстоит раскошелиться на субсидии для создания объектов инфраструктуры, подключение к энерго- и газовым сетям в 34 млрд рублей. В 2015 г. на эти цели уже было направлено 2,7 млрд, в текущем будет выделено еще 9,9 млрд рублей. 

Помимо этого, активно вкладывает средства в ДФО созданный правительством Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ). Объем инвестиций фонда в проекты в макрорегионе достиг уже 90 млрд рублей.

По словам главы РФПИ Кирилла Дмитриева, в развитии Дальнего Востока активно заинтересованы азиатские партнеры. Однако пока золотой дождь со стороны инвесторов из Китая, Японии, Южной Кореи на регионы ДФО не пролился.

По словам директора Экспертно-аналитического центра Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) Николая Калмыкова, скорость работы по развитию Дальнего Востока вызывает вопросы, но этому препятствуют объективные обстоятельства. Изменилась экономическая ситуация в стране и мире, много времени затрачивается на принятие определенных законодательных изменений, призванных повысить инвестпривлекательность этой территории. "Например, инициатива с раздачей дальневосточного гектара готовилась не один год, и только сейчас выстраивается инфраструктура для того, чтобы его получить", - напомнил он.

Кроме того, добавил Калмыков, нельзя забывать о кадровом обеспечении готовящихся к реализации проектов - невозможно за один день перенаправить сотни и тысячи людей на дальневосточные стройки. "Запуск любого бизнеса занимает минимум полгода, а на подготовку больших инфраструктурных проектов в рамках ТОР может уйти гораздо больше времени", - отметил он. 

Тем не менее, на его взгляд, уже появляется осязаемая и понятная политика в части развития Дальнего Востока и отдельных его регионов. "Как раз, когда заявляют о быстрых решениях, обещая завтра привлечь кучу денег, возникает вопрос - какой ценой. Распродать всю землю, дать огромные государственные гарантии, софинансирование под не всегда понятные проекты - это не лучший путь. Поэтому сейчас применяется вполне прагматичный и взрослый подход к развитию ДФО на долгосрочную перспективу", - подчеркнул директор Экспертно-аналитического центра и добавил, что такая стратегия находит понимание у потенциальных инвесторов, в том числе зарубежных.

Игорь Меламед добавил, что создание ТОР и других территорий, на которых действуют льготные режимы для хозяйствующих субъектов, например, Свободного порта Владивосток, не сразу способны повлиять на инвестклимат регионов, в которых они расположены. "Эти зоны могут занимать совсем небольшие площади. И даже создание особой портовой зоны в Приморском крае, охватывающей 15 муниципалитетов, вряд ли способно в одночасье улучшить инвестклимат в регионе", - заявил он.

К тому же эксперты указывают, что в этом вопросе не стоит полагаться только на крупные проекты, нацеленные на перспективу, нельзя забывать о создании благоприятных условий и для существующего бизнеса. Впрочем, по словам гендиректора Международного центра развития регионов, власти в ДФО в последнее время стали закрывать глаза на требование, которое запрещает действующим предприятиям становиться резидентами ТОР.

Инвестиции никогда не пойдут ни в ТОРы, ни в Свободный порт Владивосток, поскольку они невозвратные, заявил экс-помощник полпреда в ДФО, председатель наблюдательного совета Института демографии, миграционной политики и регионального развития Юрий Крупнов. "Инвесторов больше интересуют не налоговые льготы, а прибыль. А ее в рамках предлагаемых механизмов, не предполагающих создания полноценной индустрии, получить невозможно. Это доказал уже эксперимент с особыми экономическими зонами (ОЭЗ), в которых за долгие годы не было создано ни промышленности, ни туризма, ни технологий. Так что те чиновники, которые кормят нас обещаниями щедрых финансовых вливаний в Дальний Восток, напоминают взрослого человека, ожидающего прихода Деда Мороза на Новый год", - резюмировал он.

Выбор читателей