Зарплатам не стать локомотивом экономики

Минэкономразвития рассчитывает, что наметившийся рост заработков населения стабилизирует остро необходимый экономике потребительский спрос. Эксперты уверены, что ждать этого в ближайшее время не стоит

Власти РФ не оставляют надежды вытащить глубже всех ушедшие в минус из-за спада потребительского спроса отрасли - торговлю, сферу услуг, строительство. Сегодня именно они тормозят выход отечественной экономики из затянувшейся рецессии.

Фото: Дмитрий Рогулин/ ТАСС

Залогом успеха этой операции Минэкономразвития видит рост реальных зарплат населения, который, согласно прогнозам ведомства, может составить по итогам 2016 г. 0,5-0,7%. По сравнению с предыдущим базовым прогнозом ведомства, в котором говорилось о падении реальных зарплат на 1,5%, это большой прогресс. И по словам директора Сводного департамента макроэкономического прогнозирования министерства Кирилла Тремасова, вслед за стабилизацией этого показателя потребительский спрос также пойдет вверх. В результате оборот розничной торговли сократится в текущем году на 4,2-4,4%, ожидают в экономическом ведомстве. В целом за семь месяцев его падение было более сильным - 5,6%.

Стабилизация потребления, по мнению Минэкономразвития, приведет к небольшому росту ВВП РФ в третьем и четвертом кварталах. В результате спад в экономике удастся сократить с 0,9% по итогам первого полугодия до 0,5-0,7% за весь год. А в последующие три года, по прогнозам ведомства, ВВП РФ уже будет прибавлять по 1,5% ежегодно.

Поскольку о прибавке зарплат на российских предприятиях и в бюджетной сфере в последние годы никто и не мечтает, вероятно, Минэкономразвития делает ставку на стабилизацию инфляции. Потребительские цены, с учетом которых рассчитывается реальная заработная плата, действительно растут значительно меньшими темпами, чем в прошлом году, и по итогам 2016 г. инфляция может опуститься ниже 6%. На этом фоне реальная среднемесячная зарплата, по данным Росстата, растет уже три месяца подряд. Так, в июле рост составил 0,6% к июлю прошлого года.

Рост зарплат - одно из условий роста потребительской активности и дальнейшего восстановления российской экономики, подтвердил корреспонденту "Утра" ведущий аналитик ГК TeleTrade Александр Егоров. По его словам, прогноз Минэкономразвития, как и любой другой, носит вероятностный характер, но в текущих условиях экономической стабилизации он имеет все шансы реализоваться.

Ведущий научный сотрудник лаборатории исследований социального развития Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и госслужбы Александра Полякова не видит оснований не доверять данным Росстата об изменении реальных зарплат. Но статистика, как водится, несколько "лукава". К тому же, по ее словам, если по заработной плате негативных тенденций не прорисовывается, то показатель реальных располагаемых денежных доходов населения ведет себя иначе. "В этот показатель включают не только зарплату, но и другие составляющие, например, социальные выплаты, доходы от предпринимательской деятельности и прочее. При сопоставлении данных за июнь 2016 г. с данными за аналогичный период прошлого года мы видим 4,8%-е сокращение, а на полугодовом отрезке фиксируем 5%-е падение", - подчеркнула Полякова.

Любопытно, что Минэкономразвития, рисуя радужные прогнозы по зарплате, не покривило душой в информации о реальных располагаемых доходах россиян. Согласно прогнозам ведомства, они упадут в этом году на 4,7-4,9%, хотя ранее предполагался спад лишь на 2,8%.

Гендиректор компании "Мани Фанни" Александр Шустов заявил, что предполагаемый рост реальных зарплат в пределах 0,7% по итогам года, по сути, находится в рамках статистической погрешности. А вот прогнозируемый уровень снижения реальных доходов почти на 5% можно считать предпосылками не к росту, а к снижению потребления. "То есть до тех пор, пока доходы не начнут показывать положительную динамику, говорить о стабилизации на рынке потребительских товаров и услуг как минимум преждевременно", - уверен он.

По словам Поляковой, предпосылки к дальнейшему подъему реальных зарплат, а вслед за ними и оживлению потребительского спроса в краткосрочном периоде имеются. "Тем более что в августе уровень потребительских цен не изменился и даже впервые с 2014 г. зафиксирована продовольственная дефляция. А это - само по себе позитивное явление", - отметила она.

Но дефляция не означает автоматического роста потребления, предупредила эксперт. "Наоборот, люди могут выжидать, когда товары станут еще дешевле. К чему приведет дефляция в российской экономике, в которой это явление не получало ранее серьезного распространения, доподлинно не известно", - добавила она.

На взгляд Шустова, ждать восстановления потребления до конца года и в начале следующего не стоит. "Максимально позитивный сценарий предусматривает лишь снижение темпов сокращения расходов, но и для этого должны существовать весомые предпосылки, такие как рост зарплат и более значительное снижение темпов инфляции. Сейчас таких предпосылок попросту нет, и даже в случае роста цен на нефть выше заложенных в бюджет уровней на то, чтобы доходы населения стабилизировались, потребуется минимум 6-8 месяцев", - заявил он.

Вместе с тем, по словам Поляковой, есть ощущение, что темпы изменений в экономике страны нарастают. "То есть насколько быстро мы ушли в кризис, так же быстро мы можем и подняться. Но и это может не сулить нам ничего приятного. Технически такой подъем, может быть, и хорош, но он будет свидетельствовать об ускорении экономических циклов, потому что чем больше вы раскачиваете систему, тем менее она устойчива", - резюмировала она. 

Выбор читателей