Регионы-доноры скинутся на нищих

Дефицит финансовых ресурсов вынуждает федеральный бюджет сокращать объемы помощи субъектам РФ. Но при этом предпринимаются попытки сохранить социальную поддержку населения этих территорий на прежнем уровне

Правительство предложит богатым регионам помочь своим бедным собратьям. Для этого они должны будут пожертвовать дополнительно 1% поступлений от налога на прибыль.

Сейчас 18% этого налога остается в бюджетах субъектов РФ, 2% поступают в федеральный. "Гуманитарная помощь" от немногих держащихся на плаву в кризис регионов может составить в 2017 г., по подсчетам Минфина, 115-117 млрд рублей. Эти деньги центр направит на финансовую поддержку нуждающихся субъектов РФ.

Фото: Actionpress/ TASS

В условиях дефицита финансовых ресурсов федеральный бюджет вынужден сокращать поддержку регионов, рассказал корреспонденту "Утра" ведущий научный сотрудник института "Центр развития" Высшей школы экономики Андрей Чернявский. При этом в кризис финансово-экономическая ситуация в субъектах РФ все сильнее дифференцируется - если одни выглядят относительно неплохо, другие переживают большие трудности. "Поэтому был найден такой выход", - пояснил он.

О диспропорции в бюджетной обеспеченности регионов в понедельник, 26 сентября, говорил на совещание по вопросам совершенствования межбюджетных отношений президент РФ Владимир Путин. Он отметил, что большой разрыв в бюджетных доходах отдельных субъектов РФ приводит к растущей разнице в оплате труда проживающего на разных территориях населения, объемах финансирования социальных, инфраструктурных проектов.

По данным экспертов Российской академии народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС), по итогам первого полугодия 2016 г. уровень жизни населения и потребление домохозяйств продолжают снижаться в подавляющем большинстве регионов. Доходы граждан сократились в 72 субъектах РФ, в том числе во всех регионах востока страны и Урала, а также Приволжского ФО, за исключением Татарстана.

Кроме того, от состояния бюджетов субъектов РФ во многом зависит доступность базовых социальных услуг для населения. А в условиях, когда расходы региональной казны растут в два раза быстрее доходов, граждан ожидает неминуемое сокращение господдержки.

Проблема в том, что в стране не так много регионов-доноров, и еще меньше таких, которые закончили прошлый год с профицитом бюджета, отметил Чернявский. В лидерах по этому показателю - Москва, Санкт-Петербург, Ханты-Мансийский автономный округ, Сахалин, Тюменская и Ленинградская области. "Ряд регионов из этого списка получают основные доходы от добычи полезных ископаемых. И часть получаемых ими налогов на прибыль может считаться в широком смысле рентным доходом, никак не связанным с деятельностью администрации субъекта РФ", - считает он.

Вероятно, "раскулачиванию" подвергнется именно эта часть региональных доходов. Но возникает вопрос - кто получит эти деньги? Как заявил зампред правительства Дмитрий Козак в интервью ТАСС, запланированное перераспределение доходов от богатых регионов не будет носить характер экспроприации. На дополнительную финансовую поддержку смогут рассчитывать только эффективно работающие субъекты РФ, снижающие уровень своей дотационности за счет сокращения расходов казны и повышения собираемости налогов.

Высокодотационных регионов сейчас очень много, поэтому ради получения федеральной поддержки им придется потрудиться, считает Чернявский. Она будет поставлена в зависимость от предпринимаемых ими усилий по расширению налоговой базы. "Говорить о справедливости или не справедливости такого подхода в нынешней сложной ситуации не приходится. Но он позволяет сократить внушающую обеспокоенность дифференциацию в социально-экономических показателях регионов и, соответственно, в уровне жизни граждан. При этом налоговая нагрузка на население и бизнес не повышается", - подчеркнул он.

Аналитик "Алор Брокер" Алексей Антонов заявил, что смысл нововведения ему не совсем понятен, поскольку оно, по сути, не меняет ничего в исторически сложившейся ситуации, когда одни регионы страны живут за счет других. "При этом совершенно очевидно, что с введением новой системы перераспределения поступлений от налога на прибыль бизнес в них активнее развиваться не будет, потому что для такого развития необходим рост потребления. А в депрессивных регионах выше, чем в среднем по стране, лишь показатель безработицы и миграции в более экономически успешные регионы. В итоге эффективность регионов будет определяться, скорее всего, субъективно, при помощи сил лоббистов и с учетом взаимоотношений губернаторов и федеральных властей", - уверен он.

На данный момент эффективность расходования государственных средств - одна из ключевых проблем российской экономики. Поэтому не очень понятно, какие критерии будут использоваться при распределении собранных с доноров средств, поскольку у регионов принципиально разные задачи, проблемы, уровень развития инфраструктуры и т.д., отметил первый вице-президент "Опоры России" Павел Сигал. "То есть речь, безусловно, идет об очень правильном начинании, но, к сожалению, сформировать единые критерии оценки проблематично, и если идти по этому пути, вероятно возникновение перекосов, когда региональные власти, получив KPI, будут делать вовсе не то, что реально нужно экономике. Ну а такие универсальные показатели, как, к примеру, рост собираемости налога на прибыль, также вряд ли будут эффективны, поскольку экономика испытывает трудности, и рассчитывать на положительную динамику не приходится", - заявил он. По его утверждению, новое распределение уже привело к тому, что представители регионов-доноров, у которых по итогам 2016 г. ожидается существенный профицит бюджета, высказывают недовольство предложением поделиться своими доходами.

Кроме того, на взгляд Антонова, сумма, которую предполагается распределить от богатых регионов в пользу бедных, не стоит того, чтобы городить огород. "На мой взгляд, правительство слишком все усложняет. Проще было бы установить некий ценз для регионов, при достижении которого автоматически повышается доля отчислений в пользу федерального бюджета", - полагает он.

Вопрос межбюджетных отношений, особенно при возникновении новых инициатив по изменению схем распределения доходов, всегда болезненно воспринимался участниками этих отношений, добавил ведущий аналитик ГК TeleTrade Александр Егоров. "Инициатива официально направлена на поощрение эффективных регионов, но возникает вопрос - а что мешает поощрять их сейчас? Существуют же такие механизмы, как федеральные целевые программы, гранты и так далее. Хотя важную роль, конечно, будет играть методология оценки эффективности. Не секрет, что во многих субъектах РФ руководители различного уровня передвигаются на очень дорогих авто, притом что сам регион считается дотационным и депрессивным", - отметил он.

Проректор РАНХиГС Андрей Марголин предлагает для выравнивания диспропорции в бюджетной обеспеченности субъектов РФ использовать потенциал проектов межрегиональной интеграции. "В региональных экономиках есть идеи по созданию межотраслевых кластеров, границы которых не всегда совпадают с границами территорий. Я за то, чтобы консолидировать ресурсы не абстрактно, а под конкретные проекты, возможно, инфраструктурные, чтобы можно было проверить эффективность их реализации", - резюмировал он. 

Выбор читателей