Рауля Кастро сменит "молодой" инженер

Самым вероятным сменщиком руководителя Кубы станет его заместитель, о котором говорят как о технократе и умеренном либерале. Кастро уверен, что Диас-Канель продолжит заданный политический и экономический курс

Будущим преемником Рауля Кастро на посту председателя Государственного совета может стать нынешний зампредседателя 56-летний Мигель Диас-Канель. Его характеризуют как прагматичного политика, который в то же время искренне предан революционным идеалам. Курс развития страны при нем радикально не изменится.

Мигель Диас-Канель и Рауль Кастро. Фото: Liu Bin/ Global Look

Рауль Кастро ранее обещал уйти со всех руководящих должностей на Острове свободы в 2018 году. До смены власти в стране осталось менее двух лет, поэтому наблюдатели со всего мира гадают о том, кто будет новым главой Кубы. Потенциальными наследниками младшего Кастро называют его сына Алехандро Кастро Эспина и зятя Луиса Альберто Родригеса (оба имеют чин полковника кубинской армии), а также второго секретаря компартии Хосе Рамона Мачадо и члена политбюро Эстебана Ласо Эрнандеса.

Однако наиболее вероятным кандидатом считается Мигель Диас-Канель, ставший первым заместителем председателя Госсовета в феврале 2013 года. Фаворитом его делает не только высокая формальная должность, но и предположение, что он имеет действительно большое влияние на происходящие в стране процессы. Об этом, в частности, говорит тот факт, что в "комиссии по организации похорон" Фиделя Кастро, которая по социалистической традиции отражает реальный расклад сил во власти, Диас-Канель значился под третьим номером.

Диас-Канель по кубинским меркам считается молодым политиком: на руководящих должностях в стране сидят чиновники, как правило, разменявшие восьмой, а то и девятый десяток. Он имеет инженерный диплом, до прихода на пост заместителя главы государства занимал должность министра образования и вице-премьера.

Мировые СМИ называют его прагматиком, технократом и "умеренным либералом". Несмотря на это, Диас-Канель, как типичный представитель "второго поколения" кубинской чиновничьей элиты, верен идеалам революции и собирается продолжить провозглашенный ею курс, уверены эксперты.

Замдиректора Института Латинской Америки Николай Калашников отмечает, что Диас-Канель абсолютно устраивает Рауля Кастро в качестве политического наследника. Команданте уверен, что тот продолжит его линию как в отношении постепенной экономической и политической либерализации, так и в плане контактов с другими странами.

Однако пока что о реальных кандидатурах на острове никто не говорит даже на уровне слухов. Вполне возможно, что Кастро-младший преподнесет всем сюрприз. Личностей масштаба Фиделя Кастро на политическом Олимпе не предвидится, а в их отсутствии строго функциональным руководителем государства может стать абсолютно любой чиновник уровня провинциального партсекретаря.

По словам Калашникова, после 2018 г. Рауль Кастро едва ли полностью отойдет от дел. Скорее всего, произойдет разделение полномочий. Сейчас в руках руководителя страны сосредоточена и законодательная, и исполнительная, и партийная власти.

"Партийное руководство будет отделено от руководства государственного. Но Рауль Кастро уходить с партийной работы, если позволит здоровье, не собирается", - предполагает эксперт. Именно партия на Кубе решает, как развиваются политические, а вслед за ними и экономические процессы.

Главный внешнеполитический вопрос для Кубы - дальнейшее развитие отношений с США - будет зависеть не только от того, кто возглавит Остров свободы после Рауля Кастро, но и от позиции Вашингтона. В окружении Дональда Трампа на днях заявили, что новоизбранный президент будет готов отказаться от курса на нормализацию отношений с Кубой, если Гавана не пойдет на определенные уступки. Сами кубинцы поставили условие, что процесс нормализации отношений зависит от того, снимут ли американцы окончательно блокаду.

Диас-Канель не питает особых иллюзий по поводу потепления отношений с Соединенными Штатами. Однако в случае воцарения переговоры с Вашингтоном он будет выстраивать исключительно на основе прагматических соображений. Едва ли он согласится на шаги, способные повредить интересам его страны.

Выбор читателей