Лебедей и медведей модернизируют

К 2020-м годам стратегическая авиация России пополнится глубоко модернизированными самолетами Ту-95МСМ и Ту-160М2, которые качественно улучшат свои характеристики за счет нового оружия и оборудования

Начальник инженерно-авиационной службы Военно-воздушных сил Юрий Сивоконенко завил, что в начале 2020-х годов в строй введут глубоко модернизированные самолеты Ту-95 и Ту-160.

ТУ-95МС Фото: ПАО "Туполев" 

Обе машины были спроектированы КБ Туполева еще во времена СССР. Самолеты составляют основу российской стратегической авиации.  

Ту-95 по классификации НАТО называется "Медведь" (Bear). Это самолет-ветеран, первые машины этого типа впервые подняли в воздух еще в 1952 году. Самолет был одним из символов "холодной войны". Половина статей в западной прессе, где мир пугали "агрессивными русскими" иллюстрировалась снимками Ту-95, которых сопровождают американские истребители. Выглядело впечатляюще – длинный, хищный корпус с огромного размаха крыльями внушал трепет. Самолет получился не только красивым внешне, но и внутренне.  Конструкция его настолько удачна, что несмотря на солидный возраст, Ту-95 до сих пор в строю и, по словам представителей ПАО "Туполев", может использоваться вплоть до сороковых годов текущего века.

За время своей службы самолет неоднократно модернизировался, и сегодня наиболее массовая модификация Ту-95МС представляет собой грозную и современную машину. По некоторым оценкам, на сегодняшний день в строю находится 60 машин этого типа. В соответствии с планами, версии МС должны быть обновлены до МСМ. На бомбардировщики будет установлен новый прицельно-навигационный комплекс, который обеспечит применение главного оружия - новейших крылатых ракет Х-101 как с внешней, так и с внутренней подвески. Самый главный показатель для такого типа ракет – дальность полета. Открытые данные сообщают, что Х-101 способна поразить цель на расстоянии пяти с половиной тысяч километров, что почти в два раза превосходит американский аналог AGM-158, который используется стратегическими самолетами B-52, B-1 и В-2. При такой дальности пуска бомбардировщики, при необходимости, могут вообще не заходить в воздушное пространство стран, на территории которых находятся цели. Т.е. ПВО не успеет отреагировать, если вдруг "медведь" решит напасть всерьез.

Боевой дебют этих машин состоялся в Сирии. В ноябре прошлого года самолеты этого типа нанесли удар по объектам ИГИЛ* (запрещенная в России организация) крылатыми ракетами Х-555. А через год состоялись пуски новейших Х-101, причем самолеты действовали над акваторией Средиземного моря.

Ту-160, по классификации НАТО, называют "Блэкджэк" (Blackjack), правда среди отечественных летчиков распространилось иное название – "Белый лебедь", данное за совершенство внешних форм. Появление этой машины вывело отечественную стратегическую авиацию на следующий уровень. Совершенно новый по компоновке, архитектуре, комплексу оборудования и вооружения, самолет оказался неприятным сюрпризом для НАТО. Ту-160 мог прорывать рубежи противовоздушной обороны на сверхзвуковой скорости, наносить удар и мгновенно уходить.

Боевой дебют "лебедей" также состоялся в ноябре прошлого года Сирии.

Новая модификация Ту-160М2 будет, по сути, новым самолетом. Конструкторы обещают модернизировать бортовое радиоэлектронное оборудование, в частности, установить систему спутниковой навигации, разработанную КБ "Компас". Также самолет поучит новые двигатели, ресурс и надежность которых будет значительно увеличена. Новая навигационно-прицельная система позволит применять неуправляемые бомбы так же, как и высокоточные корректируемые, за счет автоматического расчета параметров полета.

На самолете будет использован принцип интегрально-модульной авионики, позволяющий компонентам бортовой электроники заменять и восстанавливать друг друга.  

 По словам представителя концерна "Радиоэлектронные технологии" Владимира Михеева, каждый электронный блок самолета будет способен при необходимости заниматься решением всех необходимых задач - комплекс электронной борьбы сможет брать на себя функции других систем управления. То есть, если вышел из строя один из компьютеров, то система позволяет переключить ресурсы всего самолета на решение этой проблемы. Кроме того, Ту-160М2 сможет прокладывать курс без помощи спутниковых сигналов. Это станет возможно благодаря инерциальной навигационной системе БИНС-СП-1: устройство даст возможность определять курс и скорость самолета за счет регистрации данных с высокоточных приборов.

По словам главкома Воздушно-космических сил России Виктора Бондарева, в 2021 году состоится взлет первого серийного самолета Ту-120М2.

* Организация запрещена на территории РФ

Выбор читателей