Россия не ждет от Трампа чудес

В адрес РФ со стороны Дональда Трампа еще могут последовать "непристойные предложения" вроде ядерного разоружения, которые нужно грамотно и корректно отбивать, но риск состоит в другом

Об ожиданиях РФ от избранного президента США Дональда Трампа, до вступления которого в должность остались считанные часы, немало говорится и на высшем уровне, и в экспертной среде. Определенную настороженность в России вызвала предложенная Трампом ядерная сделка, а также его критика российского вмешательства в сирийский конфликт. Возникает вопрос, не переоценила ли Россия ситуацию, связав ранее с приходом Трампа самые оптимистические прогнозы.

 Фото: Ron Sachs/ Global Look

Эксперты и политики уверены: противники Трампа внутри США не теряют надежд заставить его изменить ранее заявленный курс (в частности, на улучшение отношений с Россией), пытаются создать ситуацию, при которой Трамп будет ограничен в своих возможностях. Благодаря американской системе сдержек и противовесов, превращающей президента в фигуру отнюдь не всесильную, такой сценарий вполне реален.

В частности, как заявил на пресс-конференции президент РФ Владимир Путин, элиты, выступающие против Трампа, хотят подорвать легитимность избранного президента США и связать его "по рукам и ногам" в выполнении обещаний, данных в ходе предвыборной кампании. В то же время, по словам пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, в перспективе Россия надеется на больший уровень доверия и уважения с США.

В свою очередь, как отметил глава российского МИД Сергей Лавров, Россия готова выстраивать взаимоотношения с США, ЕС и НАТО с позиций взаимного уважения, но "без импорта ценностей", тем более что "эти ценности себя уже достаточно серьезно дискредитировали". По его словам, Москва смотрит на новую администрацию США без опасений, но и без восторга, надеясь при этом, что взаимодействие с новой администрацией будет более эффективным, чем при Обаме.

Ранее политолог, научный сотрудник Центра евроатлантических и оборонных исследований РИСИ Константин Блохин высказал предположение, что Трамп понимает стратегическую ценность России, но не может позволить себе резких шагов по сближению двух стран, подыгрывая сильному "русофобскому лобби" в Конгрессе США, с которым он вынужден считаться, дабы не потерять политические очки.

Президент Института национальной стратегии Михаил Ремизов уверен: антироссийские инициативы конгресса и элиты в целом усиливают переговорную позицию Трампа в отношениях с Москвой. "Хотя одним из мотивов является стремление загнать его в более узкий коридор в отношениях с Россией, сам он видит в этом, прежде всего, возможность  выстроить отношения с более сильной переговорной позиции. Внутренний антироссийский консенсус, естественно, является тем фактором, на которой Трамп будет ссылаться как на объективное обстоятельство в переговорах с Москвой, призывая ее сделать какие-то шаги навстречу, которые он смог бы подать внутри Америки как уступку и повод для встречных шагов", - заявил эксперт корреспонденту "Утра".

Соответственно, чем сильнее антироссийская консолидация в США, тем больше предполагаемые уступки с российской стороны. К сожалению, такая логика неизбежна, считает аналитик, и вброс темы ядерного разоружения является здесь весьма показательным примером. Ядерное разоружение на данном этапе  - это игра в одни ворота, процесс, однозначно выгодная Америке и однозначно невыгодная Росии - точнее, критически опасный для национальной безопасности РФ, подчеркнул собеседник "Утра".

США обладают колоссальным превосходством в обычных вооружениях, включая высокоточные, они развивают возможности нанесения первого обезоруживающего удара, в том числе, в неядерном оснащении или в маломощном ядерном оснащении, и чем дальше зайдет ядерное разоружение, тем более эффективной будет их программа стратегической ПРО. Поэтому для России даже соглашаться на обсуждение этих вопросов было бы категорически неправильно, считает Ремизов.

Российская сторона отреагировала на предложение Трампа скептически, но возникает вопрос, не получится ли так, что и прочие аналогичные идеи нового главы Белого дома Москве придется вежливо блокировать и к чему это приведет.

Такое развитие сюжета поначалу не исключено, но, во-первых, Трамп все-таки должен будет в итоге предложить что-то адекватное, во-вторых, на сегодняшний день задачи РФ в российско-американских отношениях должны быть достаточно скромными. Это не дружба, не партнерство, не какие-то большие сделки, а обычная нормализация, снятие атмосферы постоянной склоки, считает Ремизов. По его словам, это позволит РФ иметь более сильные переговорные позиции в отношениях с другими государствами, с которыми как раз возможно реальное партнерство, начиная от Китая и заканчивая некоторыми европейскими партнерами. 

"В отношениях с Китаем наш конфликт с Америкой ослабляет нашу переговорную позицию, еще не сев за переговорный стол с китайцами, мы в минусе. А благодаря линии Трампа на перезаключение сделок с Китаем, ситуация может измениться и китайцы будут больше заинтересованы в надежном тыле в северной Евразии. Соответственно, есть шанс, что если уйдет наша конфликтность с США и, наоборот, начнется процесс выяснения отношений США и Китая, то наши переговорные позиции в отношениях с Китаем вырастут", - отметил эксперт.

В случае с европейцами есть какое-то количество компаний, которые хотели бы развивать промышленно-технологическое партнерство с Россией. Единственное, что ей нужно в этом вопросе от американцев - чтобы они не били им по рукам. В нынешней ситуации в этом никто не уверен, однако в случае нормализации между Москвой и Вашингтоном фон для промышленно-технологического партнерства сложился бы гораздо более благоприятный.

То же самое касается Индии, связанной с США стратегическими интересами. Но и для России Индия представляется важнейшим потенциальным партнером и колоссальным потенциальным рынком, поэтому нормализация отношений со Штатами здесь тоже будет в плюс, считает эксперт.

Соответственно, России не нужно от США много. "Ожидания "большой сделки", на мой взгляд, от лукавого, нам всего лишь нужно убрать фон постоянного конфликта для усиления своих позиций на других направлениях международно-политической деятельности. И шанс на нормализацию есть: Трампу тоже не нужен оголенный конфликт с Россией в ситуации, когда ему предстоит решение очень сложных задач в Восточной Азии и на Ближнем Востоке", - пояснил аналитик.

Так что нынешнюю риторику Трампа не следует воспринимать слишком буквально. У него несколько иные приоритеты, чем у предыдущей администрации или несостоявшейся администрации Клинтон, подчеркивает эксперт. Для Трампа приоритетом является не наказание или сдерживание России, а ее вовлечение (или, как минимум - обеспечение нейтралитета) в Восточной Азии и на Ближнем Востоке. Трамп считает, что гораздо более актуальным для США является подавление угрозы исламизма и сдерживание Китая, а также перезаключение сделок с самыми многообразными союзниками Америки, отношения с которыми сейчас, на его взгляд, сложились для Штатов невыгодные. В этой ситуации Россия должна не мешать, а в идеале - быть полезной.

"Это принципиально другая логика: там тоже могут быть какие-то жесткие формы давления, непристойные предложения типа ядерного разоружения, все это просто нужно грамотно и корректно отбивать. Но это игра, где есть позитивные цели в отношении России и, как следствие, открывается окно возможностей. Скорее, риск состоит в том, чтобы РФ не пошла слишком далеко в русле американских интересов", - подытожил эксперт.

Выбор читателей