Гибель на "Курске" - не убийство

Мы публикуем полную версию эксклюзивного интервью с председателем Петербургского Клуба моряков-подводников И.Курдиным. В нем он комментирует заявление матери погибшего моряка "Курска" о том, что ее сын был убит

Игорь Курдин
Вчера было опубликовано заявление матери погибшего на подлодке "Курск" моряка Надежды Некрасовой. Она обратилась к Владимиру Путину с просьбой возбудить уголовное дело против командования Северным Флотом. К письму матери присоединились 23 родственника погибших подводников. Как раз эти самые моряки после катастрофы перешли в девятый отсек субмарины, с ними был и матрос-турбинист Алексей Некрасов. Родственники утверждают, что ребята в 9-м отсеке погибли от удушья, и не сразу, а день на третий.

Корреспондент "Yтра" взял комментарии по поводу этого заявления у Игоря Курдина, председателя Петербургского Клуба моряков-подводников. Здесь мы приводим полный текст этого интервью.

"Во-первых. Такое заявление прозвучало чуть больше месяца назад в открытом письме отца погибшего в девятом отсеке Дмитрия Колесникова капитана первого ранга Романа Дмитриевича Колесникова. Тогда это осталось незамеченным. Он потребовал выделить в отдельное производство дело о гибели 23 военнослужащих в отсеке, поскольку считает, что если моряки в носовых отсеках погибли в результате взрыва (и дело возбуждено прокуратурой по статье "Транспортное происшествие, повлекшее гибель людей"), то из девятого погибли по другой причине. Насколько я знаю, это открытое письмо осталось без ответа.

Во-вторых. В сообщениях СМИ действительно есть ссылки на Некрасову, которая сделала это заявление, а также на Бочкову. Но вторая подтверждает слова первой и говорит о том, что когда она опознавала тело сына, пришла к выводу, сын ее не захлебнулся, а умер от удушья. Она работает в госпитале, и это ее мнение, как медика. Кроме того, она считает, что он умер не на второй день, как говорилось раньше, а гораздо позже. Эта информация требует очень серьезной проверки. Но никто этого не скрывал. Еще тогда говорили о том, что люди, оставшиеся в 9 отсеке, погибли, не захлебнувшись водой, когда отсек был полностью затоплен, а умерли раньше, до того, как отсек был заполнен водой.

Да, многие тела были целыми, а некоторые обгорели очень сильно. Когда отсек начал заполняться водой, что было неизбежно, образовалась так называемая воздушная подушка. Чем больше прибывало воды, тем она становилась меньше, и давление в ней повышалось, также увеличивалось и концентрация угарного газа. Она становилась выше, и сильнее воздействовала на людей. В какой-то момент концентрация стала смертельной, и люди просто умерли от отравления. Отравление угарным газом – это тихая медленная смерть, как бы засыпание.

Когда говорят, что смерть моряков из 9-го отсека была ужасной и мучительной – это не совсем верно. На лодке находятся коробки размером с посылочный ящик, в которых хранятся пластины В-64. Это пластины регенерации, которые предназначены для обеспечения экипажа кислородом, когда выходят из строя основные сети. Они абсолютно герметичны, потому что представляют из себя концентрированный кислород О3, который моментально вспыхивает в воде. Скорее всего, коробки под давлением воздуха и от воды стали разгерметизироваться в оставшемся замкнутом объеме, от чего возник пожар. Там больше нечему было гореть, кроме пластин. И обгорели те тела, которые остались в воздушной подушке, те, кто погиб в верхней части отсека. Вот тело Дмитрия Колесникова обгорело сверху до пояса, об этом мне рассказывала родственница. Это означает, что ноги были в воде. Но еще тогда врачи сказали, что и он, в частности, горел уже после смерти, когда возник пожар от пластин. А те тела, которые оказались в воде, сохранились.

Эксперты, которым я вполне доверяю, специалисты по физиологии подводного плавания, по обитаемости подводных лодок, считают, что люди погибли через несколько часов. То есть говорить о том, что они были живы в течение нескольких суток – нереально. И не надо нагнетать обстановку. Речь идет максимум о 12-ти часах. Слишком быстро отсек заполнялся водой, слишком быстро уменьшалась воздушная подушка, и слишком быстро росла концентрация угарного газа.

Можно ли было спасти экипаж – сложный вопрос. Есть различные нормативы по поиску затонувших подводных лодок. В них срок поиска допускается и до семи суток. Но очень трудно привязывать норматив к конкретной ситуации. Я, будучи семь лет командиром подводной лодки, когда выходил в море, первым делом говорил экипажу, что нам надеется не на кого, кроме как на самих себя. И когда мы узнал, что "Курск" затонул всего лишь на глубине 108 м, мы все вздохнули с облегчением, так как эта глубина допускает самостоятельное спасение подводников. Конечно, они рассчитывали и на помощь извне.

Но сейчас возникло слишком много вопросов, на которые нет ответов. Корабли наблюдали взрыв на "Курске", но почему-то не придали этому значения, ждали до конца суток, сразу не начали поисковую операцию. Вы представьте, какой силы был взрыв. Я знаю, что корабли и подводные лодки наблюдали взрыв, на них есть гидроакустические станции, его фиксировали и сейсмологи в Норвегии. И почему-то не отреагировали. И это в тот момент, когда в районе находились 22 корабля Северного флота!

Я уверен, что все наблюдали этот взрыв. Кроме того, "Курск" должен был провести торпедную стрельбу и сделать донесение о выполнении задания. Но донесения не было, что также должно было вызвать тревогу. По инструкции, если корабль до конца суток не вышел на связь, это означает нештатную ситуацию. Но зафиксировав этот взрыв, не получив донесение о выполнении торпедной стрельбы, почему не придали значение и не начали поиск?

Можно ли их было спасти? Я думаю, что все-таки нет. Слишком скоротечна была эта авария. И в какой бы готовности не находились силы спасения Северного флота на тот момент, они сделали все, что могли. И даже если бы они сразу пришли на место взрыва, трудно сказать, успели бы помочь.

Если бы "Курск" погиб на глубине более 500 м, то ни о каком спасении речи бы не шло. Когда я плавал на своей подводной лодке, большую часть времени под килем было более 3 тыс. м, и я знал, что, если что-нибудь случится, то я не успею всплыть. И экипаж это знал, и все были к этому готовы. Но когда тонут на малой глубине и нет возможности спасти – это чувство бессилия бесит всех.

Гибель "Курска" показала, что должны существовать международные силы спасения подводных лодок. Все операции должны проводиться в кооперации с другими странами. Силы спасения не обязательно должны базироваться в одном месте, они могут находиться в подчинении своего командования, но в случае катастрофы любой подводной лодки из любой страны, они должны быть готовы к их спасению.

Фраза "Наших детей просто убили", она эмоциональна или основана на конкретных факторах?

Она больше эмоциональна. На этот вопрос должно ответить следствие. С другой стороны, по проблеме "Курска" долгое время было затишье. Прошла годовщина. Событий как таковых нет. И только сегодня Yтром я сказал, что у нас тихо по поводу "Курска", и что-то скоро должно случиться. И вот теперь целый ворох сообщений.

Сломалась пила, нам звонит эксперт и говорит, что предвидел это. Дрова пилили когда-нибудь простой двуручной пилой? Вот вы пилите, пила вроде бы идет прямо и вдруг в какой-то момент ее заедает. То же самое произошло и там. Выставить две донные баржи абсолютно ровно, чтобы трос шел прямо, под водой сделать сложно. И, скорее всего, трос пошел криво, и в какой-то момент его заклинило, и кроме как оборвать его ничего сделать было невозможно. Если под водой происходят какие-то неполадки, то это абсолютно естественно, так как сложно работать под водой на глубине 100 метров.

Матери Алексея Некрасова и Михаила Бочкова обращались к вам за поддержкой их инициативы обращения к президенту?

Нет, это их личная инициатива, но я боюсь, что кто-то их к этому подталкивает. И если кто-то за этим стоит, то это просто безнравственно подталкивать этих людей, разжигать ажиотаж и страсти вокруг этой гибели. И не было бы этих обращений, если бы были четкие, понятные простому человеку комментарии, даже по ситуации с подъемом тел.

Просматривая сообщения на эту тему, мы наткнулись на комментарий о том, что до сих пор, к сожалению, прокуратура не ответила на вопрос о причине гибели экипажа. Тогда ответ прозвучал так: причина смерти - отравление угарным газом. Но на это не обратили внимание. Никто и не говорил, что они захлебнулись. Если бы эксперты, врачи объяснили родственникам простым языком, как погибли их сыновья, не было бы сейчас этих вопросов. Комментариев было очень много, но толковых мало.

Кроме того, Клебанов говорит, что операция идет по плану, по графику, и лодку поставим на рейд 25 сентября, а начальник штаба флота заявляет, что 2 октября. Всем понятно, что сложности неизбежны, что погода может испортиться. Тогда и надо объяснять, что сейчас все находится на таком-то этапе, и если все пойдет по плану, то будет тогда-то. А сегодня опять начались звонки от родственников со словами, что Клебанов сказал 25 сентября, а нач.штаба - 2 октября.
Нам сейчас надо родственников в санаторий на отдых отправлять, а они нас спрашивают, ехать им или нет. Они же тоже смотрят телевизор. Сейчас в Петербурге мы готовимся к похоронам. У нас уже имеется около 30 заявлений от родственников захоронить тела погибших здесь, на Серафимовском кладбище. Нам надо все приготовить, а городские власти меня спрашивают - сколько могил надо рыть и к какому сроку".

Редакция "Yтра" выражает уверенность в том, что с завершением операции подъема причины гибели подлодки будут установлены, а проблемы с захоронениями и выплатами компенсаций будут благополучно разрешены. Надеемся получить столь же подробные комментарии и от других структур, которые задействованы в операции по подъему АПЛ "Курск".

Выбор читателей