Оскар-2008: никаких сюрпризов

Время от времени члены Американской киноакадемии демонстрируют, что они такие же простые зрители, как мы с вами. Тогда какой-нибудь любимый публикой фильм получает множество номинаций и выигрывает все или почти все


ФОТО: AP
ВСЕ ФОТО



Время от времени Американская киноакадемия доказывает всему миру, что среди тысяч ее членов, имеющих право голоса, большинство – такие же простые зрители, как и мы с вами. Тогда какой-нибудь один фильм получает множество номинаций и все их выигрывает. Обычно это самый кассовый проект года. Иногда, как в случае с "Миллионером из трущоб", это не так, но в любом случае, когда один фильм получает больше пяти статуэток, речь идет о признанном всеми фаворите.

В нашей стране лауреат нынешних восьми оскаровских наград как раз где-то на восьмом месте по сборам и находится, уступая фильмам, которым никакие номинации вообще не светят. По-моему, это вполне закономерно. Я уже писал в рецензии на "Миллионера из трущоб", что перед нами настолько откровенный пример игры со зрителем, что, если бы не репутация британца Дэнни Бойла, его пародия на Болливуд прошла бы незамеченной. Фильм-то, мягко говоря, весьма спорный. Особенно удивляет тот факт, что ему присуждена статуэтка за режиссуру. Ладно бы "Лучший фильм", коли возник такой ажиотаж в СМИ, что и у американцев внезапно проявился интерес к родине слонов. Понятно, что возрождение жанра эксплойтейшн произвело неизгладимое впечатление на критиков и доказало всему миру, что не только индийцы обожают "слезодавилки", а традиционные болливудские страсти не чужды и западной публике. Но какая такая особая режиссура в фильме Бойла – не понимаю. Не случайно актерские работы из "Миллионера" никого не убедили, и в этих номинациях награды достались тем, кому и следовало.

Особенно приятно в этой связи отметить "Оскар" испанки Пенелопы Крус, выпестованной великим Педро Альмодоваром и, как это обычно происходит с его актерами, отданной в аренду фабрике грез. Вторым гением, дарящим золотые номинации почти всем своим актрисам, в данном случае выступил Вуди Аллен, чьи фильмы, тем не менее, никогда не выигрывают. Вот что значит режиссерская работа!

Что касается главных актерских ролей, оба "Оскара" достались заслуженным представителям киносообщества – Шону Пенну и Кейт Уинслет. Обидно, что наши прокатчики проигнорировали "Чтеца" Ситвена Долдри, равно как и "Харви Милка" Гаса Ван Сента, отдав предпочтение провалившемуся по почти по всем пунктам (кроме предсказуемых наград за грим и спецэффекты) "Бенджамину Баттону" Финчера. Хотя нельзя сбрасывать со счетов коммерческий расчет: теперь оба фильма снимут кассу как лауреаты "Оскара", если прокатчики все же решатся их купить.

Незадолго до церемонии в Сети появилась утка о том, что "Оскар" должен был достаться Микки Рурку за фильм "Рестлер", выходящий на наши экраны в марте, и я должен согласиться с теми, кто ставил на эту роль. Игра Рурка выше всякой критики, да и кино получилось отменное.

Феерический, волшебный "Валл-И" обошел всех конкурентов, доказав критикам, что полнометражный анимационный фильм, не подчиняющийся правилам из учебника, но выполненный на недостижимом техническом уровне, бьет собравших куда большую кассу конкурентов.

Жаль, что единственный российский номинант – короткометражный анимационный фильм "Love Story – Lavatory" Константина Бронзита, проиграл японскому "Домику из кубиков" Кунио Като. Впрочем, Като в этом году завоевал со своим довольно депрессивным и вычурным мультфильмом кучу наград и был главным фаворитом в этой номинации.

Странно, конечно, что помимо "Рестлера" Даррена Аронофски по всем пунктам пролетел патриарх Клинт Иствуд с сильной "Подменой", и жаль, что в качестве иностранной картины не выиграл вызвавший широкий резонанс израильский "Вальс с Баширом", который мы увидим летом в прокате.

Впрочем, прошедший сезон не был богат на откровения, а сама церемония вручения главной кинонаграды мира проходила в атмосфере благодушного междусобойчика. Даже "Оскар" за выдающиеся заслуги (Academy Honorary Award) не был присужден, как будто в Голливуде закончились кандидаты на эту номинацию. Безоговорочная победа независимого кино, на которое продюсеры поначалу вообще не были готовы раскошелиться, говорит о том, что мейджоры временно отступили, но, скорее всего, готовятся взять реванш. Ну что ж, через год увидим.

## AP ©

#1 Эдриэн Броуди, Пенелопа Крус #2 Пенелопа Крус #3 Шон Пенн #4 Кейт Уинслет #5 Филипп Пети #6 Дэнни Бойл #7 Хит Леджер #8 "Валл-И" #9-10 "Миллионер из трущоб" #11 Кунио Като #12 Микки Рурк

Выбор читателей