На просторах Москвы возникнет "Нью-Черкизон"

Эксперты сомневаются в способности российской легкой промышленности компенсировать закрытые павильоны Черкизовского рынка. А значит, покупатели могут вернуться во времена советского дефицита


ФОТО: AP



Увлекшись политической и социальной риторикой вокруг проблем, вызванных закрытием Черкизовского рынка, большинство экспертов оставили в стороне экономический аспект события. Восполнить этот пробел решили аналитики ГУ ВШЭ Валерий Миронов и Ольга Пономаренко в очередном еженедельном обзоре "Кризис. Государство. Бизнес". Внимание экономистов привлекло заявление федеральных чиновников о том, что "каждый павильон рынка – это остановленный цех российского легпрома". Но вот способен ли отечественный легпром компенсировать потребителям закрытые павильоны "Черкизона"?

Как отмечают специалисты ГУ ВШЭ, согласно нынешней терминологии чиновников, вся легкая промышленность страны сведена к трем составляющим: текстильной, швейной и кожевенно-обувной. Все три давно находятся в перманентном кризисе, и как-то удержаться на плаву им помогает постоянное сокращение персонала. Так, за последние три года численность занятых в текстильной и швейной промышленности сократилась на треть, в кожевенно-обувной – на 17%. Заодно в текстильной и швейной промышленности с 2004 г. непрерывно снижается объем производства.

При этом суммарный объем выпуска продукции российского легпрома в прошлом году составил более $8 млрд, а импорта (вместе с контрабандой и контрафактом) – по крайней мере $25 миллиардов. Так что, если наполовину сократить импорт, отечественным производителям придется произвести в 2,5 раза больше товаров, чтобы потребитель не ощутил потрясений на рынке. Причем речь идет о чисто физическом объеме, без учета возможности выпускать продукцию, конкурентоспособную по качеству и цене.

Рассчитывать на то, что закрытие "серых" зон приведет к немедленному росту объемов производства на российских предприятиях, по мнению специалистов ГУ ВШЭ, не стоит. Инвесторы и до кризиса не больно жаловали легкую промышленность, отдавая предпочтение более денежным отраслям. Собственных финансовых запасов легпром по понятным причинам не накопил, а поддержки со стороны государства как не получал, так и не получает. "Так что, если власть настоит на своем и перекроет хотя бы на время каналы импорта, то российский потребительский рынок может вспомнить времена советского дефицита. Впрочем, поскольку ни о каких реформах на таможне не слышно, а без ее участия контрафакт и контрабанда в миллиардных объемах вряд ли возможны, то следует ожидать, что оптовый бизнес "Черкизона" вскоре обретет не только новое место, но и новых владельцев", – резюмируют аналитики.

Выбор читателей