Российская торговля вступила в новую эру

Заработавший сегодня закон кардинально поменял многие правила игры отрасли. В битве торговых сетей с поставщиками победили последние, но принесет ли это какие-либо дивиденды покупателям - большой вопрос




В России с сегодняшнего дня у сферы торговли, по сути, начинается новая жизнь. Первого февраля вступил в силу закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ", который кардинально меняет многие правила игры.

История принятия закона была длинна и запутана, что и не удивительно, ведь на кону стояло, кто в итоге выиграет от нововведений - торговые сети или поставщики. Победа в итоге досталась последним, однако принесет ли это какие-либо дивиденды покупателям - большой вопрос.

Отныне сети обязаны указывать условия отбора поставщиков в Интернете. Кроме того, премия оптовикам ограничена 10% от общей стоимости поставки, а на партии продовольственных товаров в зависимости от сроков их хранения устанавливаются предельные сроки их оплаты.

По новому закону, у государства появились рычаги для оперативного влияния на отрасль. Правительство получило возможность временно ограничивать цены на товары первой необходимости, если в течение месяца они подорожают более чем на 30%. Кабмин также может устанавливать на срок не более 90 дней предельно допустимые розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.

Однако часть экспертов полагают, что подобные действия государства могут привести к дефициту, росту коррупции и формированию черного рынка, что неизбежно отразится на поступлении налогов.

Положение о пороге доминирования, согласно которому торговые сети, занимающие 25% рынка, не могут открывать новые магазины в регионах, также считается спорным. Специалисты указывают, что в большинстве населенных пунктов сетей не более одной - двух или они отсутствуют вообще. В этом случае ограничения могут препятствовать развитию региональных розничных рынков, отбрасывая их к "базарной" схеме середины 1990-х.

"На данном этапе сомнительно, что в своем сегодняшнем виде документ может привести к каким-либо положительным изменениям в ритейле. Он вряд ли окажет существенное влияние и сможет кардинально изменить ситуацию, устранив, безусловно, присущие отрасли дисбалансы. Напротив, есть риск снижения темпов развития отрасли. В том числе, мы не исключаем негативного влияния на ценообразования", - рассказал "Yтру" в конце прошлого года, когда закон был одобрен Думой, аналитик УК "Финам Менеджмент" Максим Клягин.

Читайте также

Выбор читателей