ЛАГ прокладывает путь в многополярное будущее

На последнем саммите ЛАГ было принято принципиальное решение о начале подготовки к созданию Союза арабских государств. Новое объединение может стать игроком мировой политики уже к началу следующего года


ФОТО: AP



На последнем саммите Лиги арабских государств (ЛАГ) в Ливии было принято принципиальное решение о начале подготовки к созданию Союза арабских государств, аналогичного ЕС. И хотя арабские лидеры аккуратно называют эту затею "совершенствованием совместной деятельности", фактически речь идет о переформатировании ЛАГ и придании этой организации, созданной еще в марте 1945 г. и объединяющей 21 государство и Палестину, нового статуса и новых функций.

Первый шаг в этом направлении был сделан в 2005 г., когда на саммите ЛАГ в Алжире был создан общеарабский парламент, наделенный консультативными функциями. Пока представительство каждой из арабских стран обеспечивается в нем за счет четырех назначаемых депутатов, но в дальнейшем парламент планируется формировать по итогам выборов. Помимо этого страны ЛАГ реализуют проекты по созданию единых систем электроснабжения и железнодорожного транспорта и общей таможенной зоны. Имея такую солидную базу, руководители арабских государств намерены действовать достаточно быстро.

Для подготовки учредительных документов сформирована комиссия, в которую вошли генеральный секретарь ЛАГ Амр Мусса и лидеры Ливии, Египта, Катара, Ирака и Йемена. После того как пакет документов будет готов и получит одобрение на уровне руководителей МИД, он поступит на рассмотрение внеочередного саммита ЛАГ, который, как предполагается, состоится осенью этого года. Сколько времени потребуется на окончательное утверждение решения, пока не понятно, но при благоприятном раскладе Союз арабских государств может стать игроком мировой политики уже к началу следующего года.

В нынешней ситуации, когда финансовый кризис и череда военных авантюр подорвали мировую гегемонию США, создание Союза арабских государств можно рассматривать как движение в сторону многополярного мира. Учитывая тот факт, что подобные тенденции имеют место в Латинской Америке, а также заявки на региональное лидерство со стороны Китая и России, в среднесрочной перспективе можно прогнозировать появление шести полюсов мировой политики: США, Евросоюз, Китай, Россия, Латинская Америка и арабский мир.

Но путь в светлое многополярное будущее может оказаться тернистым. И виной тому Палестина, которая никак не может договориться с Израилем о создании независимого государства. Дело уже дошло до того, что на последнем саммите генеральный секретарь ЛАГ Амр Мусса заявил о готовности исключить из повестки дня следующих переговоров с Израилем вопрос о создании палестинского государства и сосредоточиться на выработке компромиссного варианта раздела спорных территорий. Речь, судя по всему, идет о включении Палестинской автономии в создаваемый союз без придания ей статуса независимого государства. Однако такой подход может стать миной замедленного действия, потому что договориться с Израилем, не решив проблему Восточного Иерусалима, не удастся, но и приемлемый для всех вариант пока не просматривается.

Израиль, как известно, не намерен отказываться от планов строительства в Восточном Иерусалиме новых поселений. В ответ руководство Палестинской автономии заявило о прекращении диалога с Израилем. Выступая на саммите ЛАГ, Махмуд Аббас выразил свою позицию вполне определенно: "Нет никакого смысла в создании палестинского государства, если ее столицей не будет Иерусалим". В свою очередь, руководство Сирии предложило ЛАГ обсудить возможность отмены арабской мирной инициативы, предлагающей Израилю признание в обмен на становление независимого палестинского государства в границах 1967 года. А президент Сирии Башар Асад пошел еще дальше, посоветовав Аббасу "вообще отказаться от переговоров с Израилем и возобновить террор против оккупантов". Но эта идея была категорически отвергнута Аббасом, который предпочитает "быть реалистом".

Предсказать, куда может завести этот "реализм", достаточно сложно, прежде всего потому, что диспут о принадлежности Восточного Иерусалима может в ближайшее время приобрести черты полномасштабного международного скандала. ЛАГ приняла на последнем саммите "План спасения Иерусалима", направленный на противодействие намерению заселить "по праву принадлежащий палестинскому народу" Восточный Иерусалим израильтянами. Для достижения этой цели ЛАГ намерена обратиться в международные суды и ООН с просьбой не допустить искусственного изменения демографической ситуации в городе в пользу Израиля. А также призвать все государства и международные организации "не признавать законными любые действия Израиля, совершаемые в отношении земли, мусульманских и христианских святынь в Палестине, если эти действия игнорируют права палестинского народа".

Свою лепту в начинающийся скандал внес Иран, призвавший международное сообщество "сорвать израильский заговор, направленный на иудоизацию Иерусалима". Обращаясь к лидерам ЛАГ, министр иностранных дел ИРИ Манучер Моттаки предложил сформировать комитет, состоящий из министров иностранных дел Лиги арабских государств и Организации исламской конференции (ОИК) для обсуждения проблемы Иерусалима. Но, похоже, арабские государства предпочитают решать эту проблему самостоятельно. Несмотря на то что практически все они являются членами Организации исламской конференции, их не устраивает перспектива превращения ЛАГ в филиал ОИК. Арабский мир воспринимает себя как некую целостность, и именно это заставляет его защищать интересы палестинцев в их противостоянии с Израилем.

В то же время ЛАГ стремится распространить свое влияние на другие государства региона. На последнем саммите среди прочего рассматривался вопрос о расширении связей с Ираном и Турцией, но решать эту задачу планируется путем создания нового форума, в котором, как легко видеть, будут автоматически доминировать арабские государства. Вообще, если сегодня что-то и способно расколоть арабский мир, то это отношение к США и Ирану. Связано это с тем, что Тегеран явно претендует на лидерство в исламском мире, к которому принадлежат члены ЛАГ, и одновременно иранское руководство слишком враждебно относится в США, партнерами которых являются некоторые арабские страны.

Кроме того, арабские государства и Иран объединяет отношение к Израилю и палестинской проблеме. Но если Тегеран и Израиль не скрывают враждебного отношения друг к другу, то арабские страны все же предпочитают режим диалога, а некоторые, например Иордания, зашли по пути нормализации отношений с Израилем настолько далеко, что даже ввели безвизовый режим. В результате отсутствия единой позиции по вопросу ирано-израильского противостояния возникают парадоксальные ситуации, когда одни и те же государства голосуют на саммите ЛАГ за расширение связей с Ираном и в то же время предоставляют свою территорию для тренировок израильской авиации, отрабатывающей атаку на ядерные объекты Ирана.

Но Восток, как известно, дело тонкое, и подобно тому, как исламские страны, принимавшие участие в американской операции против Ирака, мирно уживаются в рамках ОИК с теми, кто протестовал против вторжения, разногласия по Ирану не помешают созданию Союза арабских государств.

Выбор читателей