Совбез ООН будут брать штурмом

Допуская возможность расширения СБ ООН, никто из постоянных членов не изъявляет желания урезать свои полномочия в рамках этого органа. Тем временем страны-кандидаты сколачивают себе группы поддержки


ФОТО: AP



Реформа ООН, о необходимости которой говорят уже который год, приобретает реальные очертания. Длительная осада Совета безопасности скоро перейдет в решительный штурм. На окопавшуюся в СБ пятерку постоянных членов ведут атаку, с одной стороны, страны с бурно растущей экономикой – такие как Индия, Бразилия и ЮАР, а с другой – экономически мощные, но проигравшие во Второй мировой войне державы – Германия и Япония.

Претензии, в общем, обоснованные, ведь в современном мире все решает экономика. Даже в самой пятерке все чаще звучат голоса в поддержку реформ Совета безопасности. Выступая на прошлой неделе в Колумбийском университете в Нью-Йорке, президент Франции Николя Саркози высказался в поддержку предоставления Японии и ряду других стран статуса постоянных членов СБ ООН. Он предупредил, что Совбез не сможет эффективно решать вопросы безопасности в XXI в., если не обновит свою структуру, предоставив статус постоянных членов ведущим странам Азии, Африки и Южной Америки.

Обозреватели полагают, что президент Франции поддержит идею, согласно которой состав постоянных членов СБ ООН должен включать в себя ведущие державы от каждого региона мира. Возможно, Саркози выдвинет ее как свое предложение накануне председательства Франции в G8 (в следующем году), чтобы перехватить у стран-претендентов инициативу в деле реформирования ООН.

Впрочем, допуская возможность расширения Совбеза, никто из постоянных членов не изъявляет желания урезать свои полномочия в рамках этого органа – например, отказываться от права вето.

Тем временем страны-кандидаты сколачивают себе группы поддержки. Япония опирается на азиатские государства, с которыми ее связывают тесные экономические контакты. Ее кандидатуру поддерживают и постоянные члены СБ, но не все. Китай, ввиду давних обид на Японию и нынешней конкуренции с ней в регионе, очень настороженно воспринимает любые разговоры о предоставлении ей равного статуса в СБ. И, скорее всего, Пекин в итоге заблокирует решение вопроса о постоянном членстве Японии в Совбезе. В Европе наблюдается очень похожая ситуация: Саркози, ратуя за предоставление постоянного членства странам Азии и Африки, ни словом не обмолвился о европейском кандидате – Германии. Причины – ровно те же, что у Китая в отношении Японии, несмотря на широко рекламируемое франко-германское партнерство.

Германия, со своей стороны, понимает, что шансы напрямую пробиться в постоянные члены СБ у нее невелики: представителей Европы там и так хватает. Поэтому Берлин идет другим путем, продвигая так называемую "промежуточную модель" расширения Совбеза. Она предусматривает возможность избрания непостоянных членов на несколько сроков подряд при сохранении нынешней постоянной пятерки с правом вето (сейчас непостоянный член СБ, завершающий двухгодичный срок, не имеет право быть немедленно переизбранным). Такая схема позволила бы создать институт "полупостоянных" членов, и ведущие региональные державы получили бы возможность фактически постоянно участвовать в работе Совбеза. В дальнейшем "промежуточная модель" облегчит переход "полупостоянных" членов в постоянные.

Если же исходить из чисто экономических критериев, состав СБ ООН должен претерпеть значительные изменения. По объему ВВП не все его постоянные члены являются мировыми лидерами: так, Россия занимает восьмое место и должна пропустить вперед Японию, Германию и Великобританию. Либо можно взять за основу методику, по которой рассчитывается величина взносов в бюджет ООН. Сейчас в десятку основных плательщиков входят США (22% бюджета ООН), Япония (16,6%), Германия (8,6%), Великобритания (6,6%), Франция (6,3%), Италия (5,08%), Канада (2,97%), Испания (2,97%), Китай (2,67%) и Мексика (2,26%). Россия с долей в 1,2% находится на 14-м месте, между Швейцарией (1,22%) и Бельгией (1,1%).

К счастью для России, экономические параметры пока не стали главным критерием членства в СБ ООН. И даже наличие ядерного оружия таковым не является. Критерием служит международная традиция, согласно которой в этот элитарный международный клуб входят самые авторитетные державы.

Выбор читателей