Украина не признает решений европейского суда

Стокгольмский арбитраж обязал "Нафтогаз" вернуть "РосУкрЭнерго" 11 миллиардов кубометров газа. Киев изучает возможность подачи апелляции, заявляя, что исполнить это постановление невозможно




На Украине зреет очередной газовый скандал. На этот раз он не имеет прямого отношения к России: Киев продемонстрировал готовность поспорить с Европой, у которой до этого всегда искал поддержки в подобных вопросах.

Украинские власти отказываются признать решение Стокгольмского коммерческого арбитражного суда. Он обязал НАК "Нафтогаз Украины" вернуть "РосУкрЭнерго" (RUE) 11 млрд кубометров газа, изъятых зимой прошлого года, а также выплатить дополнительно 1,1 млрд кубометров в качестве неустойки за несанкционированный отбор. Постановление должно быть исполнено до 1 сентября 2010 года.

Истцом выступала компания Centragas, которая владеет 50% акций RUE (компания была создана летом 2004 г. на паритетных началах с "Газпромом"). В самой Centragas 90% принадлежит Дмитрию Фирташу и 10% – Ивану Фурсину. В 2006 – 2008 гг. RUE выступала монопольным поставщиком газа на Украину. Экспроприацию топлива произвела тогдашний премьер Юлия Тимошенко на основании договоренностей с "Газпромом", согласно которым российский монополист переуступил "Нафтогазу" долг RUE на $1,6 млрд в качестве платы за транзит. В счет этого долга и был забран газ, предназначавшийся для продажи в Европу. Однако сам трейдер согласия на эту сделку не давал и посчитал ее незаконной.

Стокгольмский арбитраж присудил вернуть газ, хотя в RUE заявляют, что требовали денежной компенсации в размере $5,4 миллиарда. Как пояснили в компании газете "КоммерсантЪ", сумма возникла исходя из цены за газ $450 за тысячу кубометров, которая является базовой в соглашении "Газпрома" и "Нафтогаза" от 2009 г., плюс 10% штрафа. Однако во втором квартале текущего года, с учетом новых соглашений Москвы и Киева, газ стоит $230 за тысячу кубометров. Исходя из этой цифры, требуемый от "Нафтогаза" объем оценивается в $2,78 млрд, а с учетом штрафа – $3,06 миллиарда.

Желание RUE получить деньги вполне объяснимо. Той же зимой 2009 г. компания лишилась роли посредника в поставках голубого топлива из России на Украину и вообще перестала продавать газ "Газпрома", в том числе и в Европу. Сегодня между российским газовым монополистом и европейскими потребителями действуют прямые контракты, а в дополнительных объемах топлива регион не нуждается. Так что реализовать большую часть возвращенного газа будет весьма затруднительно. Впрочем, пока и говорить об этом преждевременно.

Решение стокгольмского суда вызвало ожидаемо негативную реакцию на Украине. Вице-премьер-министр Сергей Тигипко заявил, что в бюджете страны не предусмотрено компенсирование убытков RUE, "и сегодня говорить о каком-то возвращении, тем более, значительных сумм, мы не можем". По словам Тигипко, на правительственном уровне даже разговоров об этом пока не ведется.

Ранее аналогичную точку зрения высказал министр топлива и энергетики Украины Юрий Бойко, который, кстати, некогда подписывал с "Газпромом" соглашение об учреждении RUE. "Что касается сегодняшней ситуации, то я вам скажу, чего не будет. Не будет бездумной отдачи какого-то ресурса во вред интересам наших потребителей, потому что отдать 11 млрд куб. м газа (12,1 млрд куб. м по решению суда) из баланса "Нафтогаз Украины" – невозможно", – заявил он.

В самом "Нафтогазе" уверяют, что пока не получили уведомления из стокгольмского суда. По словам Бойко, Украина намерена тщательно изучить это решение и использовать все возможности для подачи апелляции.

Инициатор сделки Юлия Тимошенко, в свою очередь, заявила, что принятое в пользу RUE решение приведет к повышению цен на газ для населения Украины, поскольку его исполнение будет осуществляться за счет государственной казны.

Теоретически у Киева остается возможность "проигнорировать" неприятное судебное постановление даже в том случае, если оспорить его не получится. Согласно закону "О международном коммерческом арбитраже", арбитражное решение, независимо от того, в какой стране оно было вынесено, признается обязательным на Украине. Однако украинский суд имеет право отказать в его исполнении, если придет к выводу, что объект спора не может быть предметом арбитражного рассмотрения согласно законодательству Украины. Но готовы ли власти страны зайти так далеко?

Выбор читателей