Медведев создает собственный фронт

Похоже, Медведев сделал выводы из уроков, полученных во время негласного соревнования с Путиным за право выдвинуть кандидатуру на следующий срок, и уже сейчас всерьез начинает готовиться к борьбе за право стать кандидатом через шесть лет


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Дмитрий Медведев в минувшую субботу объяснял своим сторонникам, собравшимся в московском центре Digital October, что отказался от борьбы за президентское кресло, но не уходит из политики. Без ложной скромности глава государства сообщил, что не склонен недооценивать свой потенциал ("вполне достаточный") и "не вправе подвести миллионы людей, которые мне когда-то доверили власть и которые связывают со мной надежды на будущее".

Отказ Медведева от второго срока вызвал глубокое неудовлетворение если не "миллионов", то, по крайней мере, некоторой части общества, ожидавшей от него системных реформ в политике и экономике. В течение первого президентского срока эти надежды не оправдались, а обмен должностями между Путиным и Медведевым развеял последние надежды.

Теперь Медведев пытается свести к минимуму нанесенный ущерб: в конце концов, в ближайшее время ему предстоит вести на выборы "Единую Россию". А значит, есть смысл бороться не только за "ядерный электорат" партии власти, но и за голоса сторонников модернизации. Неделю назад помощник президента Аркадий Дворкович в интервью Ларри Кингу пообещал, что Медведев продолжит свои реформы как минимум в течение ближайших 15 лет. Заявление было немедленно истолковано как декларация о намерении будущего экс-президента вернуться на высший пост в 2018 г. (или хотя бы в 2024-м).

На этот раз о намерении практически открытым текстом заявляет он сам. "Партия должна быть сильна огромным количеством людей, а не только уважением к одному или к двум лидерам, – объяснял Медведев своим сторонникам. – Все люди рано или поздно свою политическую карьеру заканчивают. И в этом случае судьба партии печальна. Но если в партии будут представлены очень разные поколения людей, если они будут генерировать лидеров и генерировать на разных уровнях, у этой партии тогда хорошее будущее".

Похоже, Медведев сделал выводы из уроков, полученных во время негласного соревнования с Путиным за право выдвинуть кандидатуру на следующий срок. И уже сейчас всерьез начинает готовиться к борьбе за право стать кандидатом через шесть лет. Очередной ход он явно позаимствовал у своего друга и учителя (а может, на обоих просто работают одни и те же политтехнологи?). Владимир Путин в решающий момент объявил о создании общероссийского народного фронта, который выдвинет в законодательную власть (посредством "Единой России", разумеется) представителей самой широкой общественности. Дмитрий Медведев создает "народное правительство". По словам будущего премьера, оно "будет действовать вместе с основной партией, которая может сформировать такое правительство, с "Единой Россией", с гражданским обществом, с экспертами, с региональной и муниципальной властью, со всеми избирателями".

Как и принцип создания широкой общественной коалиции вокруг партии (у коммунистов, например, в конце девяностых – начале нулевых был собственный "Народно-патриотического союз"), идея не нова. В Великобритании, например, "теневое правительство" существует официально: правительство формирует победившая на выборах партия, а проигравшая получает статус "официальной оппозиции Ее Величества" и формирует теневой кабинет. Его задача – предлагать альтернативы решениям, которые принимает официальная власть. При этом оппозиция получает дополнительное финансирование на политическую деятельность, а члены теневого кабинета – надбавки к депутатскому жалованью.

Внедрить этот принцип в отечественную политику пытался лидер "Патриотов России" Геннадий Семигин, еще в 2005 г. создавший "народное правительство". Посты были успешно поделены между лидерами лево-патриотических сил. Однако по прошествии времени лидеры между собой рассорились, и "народное правительство" сошло на нет, хотя официального решения объявлено о роспуске не было, а Семигин до сих пор считается председателем (теоретически, у Медведева могут возникнуть проблемы с авторским правом на это изобретение).

Судя по анонсу, глава государства не намерен взращивать у себя под крылом официальную оппозицию По его словам, "расширенное правительство... должно быть неким продолжением деятельности будущего основного правительства".

Чем должно заниматься это самое расширенное правительство, Медведев не объяснил ("разными вопросами"). Значительная роль в процессе формирования новой структуры будет принадлежать "Единой России", но нет "ничего плохого в том, чтобы эти вопросы обсуждали и представители других партий и любых других общественных течений". Главное – "чтобы на этапе избирательной гонки мы могли со всеми обсуждать и то, как должен выглядеть будущий кабинет министров, кто в него может входить, как вообще должна функционировать эта система".

Одним словом, мы имеем кальку Общероссийского народного фронта, но на этот раз в центре сюжета будет не выдвижение кандидатов в Госдуму (этот ресурс исчерпан, списки сформированы и сданы в Центризбирком), а формирование нового правительства. Тема еще более благодатная, поскольку играть на ней можно в течение всей парламентской кампании (и президентской, уж если дело на то пошло – формирование нового правительства начнется в марте – апреле, после инаугурации избранного президента).

На фоне "успехов" ОНФ остается открытым вопрос об отдаче, которую способен принести проект "большого правительства". По данным ВЦИОМ, "праймериз" прошли незамеченными 93% россиян. К тому же, очень быстро выяснилось: первыми в партсписки попадают не беспартийные лидеры "народного" рейтинга, а чиновники и действующие депутаты.

Тем не менее в отдельно взятом регионе опыт "народного правительства" уже претворяется в жизнь политиком, близким к Кремлю (похоже, там и была позаимствована идея). Недавно назначенный губернатор Тульской области Владимир Груздев призвал жителей области помочь ему с кадрами. На сайте Народного правительства был опубликован перечень вакантных должностей, правила подачи документов, а также раздел голосования за кандидатов. На 52 должности было подано 963 анкеты от 629 кандидатов, по которым проводилось голосование в Интернете и на улицах. Во второй тур пройдут по пять претендентов на каждую должность (по одному по результатам голосования, а также от "Единой России" и от экспертных групп ОНФ) Кандидаты получат возможность лично встретиться с Груздевым и представить ему свое видение плана работы по отрасли. Разумеется, никаких гарантий назначения победителям никто не дает, да и процедура выдвижения претендентов не самая прозрачная.

Но приходится устраивать ритуальные танцы и изобретать все новые "велосипеды". Общепринятый механизм согласования общественных интересов – через обычные выборы – работает все хуже.

Выбор читателей