Российская "элита" погрязла в цинизме

На фоне привычек "элиты" алчность бомбил, пытающихся заработать на любом ЧП, выглядит простым и естественным коммерческим ходом, простительной человеческой слабостью


ФОТО: ИТАР-ТАСС



Есть профессии, которые напрямую зависят от разного рода несчастий и катастроф. Это печально, но факт. Но все, кто так или иначе работает с последствиями трагических событий (спасатели, врачи, журналисты), полярно отличаются от мародеров. Последних принято уголовно наказывать, и никаких чувств, кроме презрения, в обществе они не вызывают.

Почему же буквально каждый раз, когда в подземке что-то происходит, туда слетаются тучи бомбил на своих развалюхах и пять минут до ближайшей станции влетают и без того ошарашенному пассажиру в копеечку? Ответ на поверхности: все без исключения нелегальные таксисты – стервятники, чья главная цель – залезть в поглубже в наш карман. Есть, конечно, исключения, есть даже такие благородные люди, которые бесплатно подвозят попавших в трудные обстоятельства сограждан, но в новости они попадают как нечто исключительное.

Итак, вряд ли среди наших читателей найдется хоть один, кто скажет: ну и правильно, раз в метро пожар, водилы имеют моральное право подзаработать.

Понятно, что призывать к морали, когда речь идет о нелегальном бизнесе, как-то наивно. И единственный вопрос, который тут возникает: а почему, собственно, в стране, сегодня считающей себя европейской, а некогда бывшей мировой "сверхдержавой", так развит частный извоз, нарушающий (как минимум) налоговое законодательство? Нигде в цивилизованном мире этим бизнесом частники незаконно не промышляют, попробуйте словить бомбилу, который работает без счетчика, где-нибудь на Западе.

Ответ, как вы понимаете, проще некуда, но лежит сразу в нескольких плоскостях. Во-первых, мы не Европа и не Америка, а Азиопа. У нас замашки, может, и западные, но сознание вполне себе вольное, кочевое, да и не любим мы всех этих буржуев испокон веку. Жаль вот только, что законодательство и конституцию взяли прямо от них. По-хорошему, нам бы больше подошло шариатское право, оно, кстати, в некоторых республиках имеет значительный вес, хотя пока и неофициально. Или какой-нибудь диковинный кодекс строителя коммунизма, как в Китае. И пожестче. "Взял на лапу" – расстрел на площади. Провез наркотик – вечная каторга. Не заплатил налоги – эцих с гвоздями и т.п. Хотя и там, где такие порядки, строгости, в основном, не работают, иначе светлое будущее хоть где-нибудь да уже наступило бы.

А сейчас что: законы-то хорошие, только неудобоисполнимые. В Советском Союзе была самая что ни на есть прогрессивная Конституция, обещавшая всеобщую свободу и братство, но воплотить ее было невозможно – то была светлая мечта, закончившаяся войнами, нищетой и рабством. Нынче законы вроде и можно исполнить, да некому.

Смысл цивилизованного права опирается на главный аспект проблемы его реализации – борьбу с коррупцией. У нас налоговые преступления считаются тяжкими и сурово преследуются, только если надо посадить неугодного бизнесмена. А миллиарды неуплаченных налогов от незаконного предпринимательства, среди которых частный извоз делит пальму первенства со сдачей жилья внаем, в расчет не принимаются вовсе. Это так, мелочь. Получается, законы-то мы копируем из демократических обществ, а механизмы исполнения оставили прежние, советские.

Тем самым развязаны руки у любых мелких воришек-мародеров, и грех осуждать таких, коли само государство стимулирует. Владельцы гниющих "корыт" дерут три шкуры с попавших в беду пассажиров метро, притом что две трети этих водил нелегально снимают квартиры у тех же самых страдальцев, сетующих на "обираловку". И этот замкнутый круг силятся разорвать мои коллеги лишь в случае каких-то циничных преступлений, вроде терактов в аэропорту.

Кстати, если уж речь зашла о цинизме, то на дорогах в последнее время меня потрясает новая напасть. Я живу с окнами на ТТК. Ну вот так не повезло, дом построили раньше, чем провели магистраль. И вот последние месяцы, каждое утро с 8 до 10 и каждый вечер с 6 до 8 я слышу одни и те же звуки: сирены "скорой помощи". Среди дня они практически не слышны, ну, или очень редко. А в эти часы – прямо музыка. Я раньше задавался вопросом – неужели проблемы со здоровьем у людей возникают каждый божий день как по расписанию? И, главное, больниц больших в округе нет, а сирены орут и орут! Потом мне умные люди объяснили (да и в СМИ прочел): это просто новая форма борьбы толстосумов с московскими пробками. Нанимается за деньги свободная официальная "скорая" и рассекает себе спокойно на работу и обратно с полным удовольствием для пассажиров. Ну, не понтово, не "Бентли", зато мухой в любой конец. И никакие тебе "синие ведерки" не указ, кто ж не пропустит такую машину: а вдруг там и впрямь человек гибнет? Я всегда сторонюсь. И проверять не будешь – как? Есть же экстренные вызовы, и их, наверное, большинство... Вот скажите, как такая гнусь возможна? И по сравнению с этой гадостью мелкое жульничество вольных таксистов кажется мне простым и естественным коммерческим ходом, простительной человеческой слабостью... Надеюсь, не нужно пояснять, почему.


Обсудить на Facebook

Выбор читателей